Главная > Авиационная астрономия
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АСТРОКОМПАСА ДАК-ДБ-5

Определение истинного курса по Солнцу с помощью астрокомпаса производится следующим образом:

включить астрокомпас и нажать 3—5 раз кнопку «Подзавод»; установить на шкалах вычислителя координаты Солнца для текущего момента времени и географические координаты места самолета. Включение астрокомпаса и установка координат могут быть произведены на земле перед вылетом или в любой момент полета. Координаты Солнца берутся из Авиационного астрономического ежегодника или определяются упрощенным способом по таблице и графику, данным в приложении 13;

установить переключатель «ДКУ—СП» в положение «ДКУ»; регулятором ДКУ подобрать оптимальный режим работы пеленгаторной системы;

установить на путевом корректоре индекс «Скорость» и стрелку «Путь» на нуль;

отсчитать истинный курс самолета по указателю. Следует иметь в виду, что отсчитанный курс является истинным курсом относительно меридиана места самолета, координаты которого установлены на вычислителе, при условии, что координаты действительного места самолета совпадают с теми, которые введены в астрокомпас, или когда удаление самолета от места, соответствующего введенным координатам, не превышает 30—50 км. Поэтому, если требуется определить истинный курс через некоторое время полета относительно текущего меридиана, то необходимо на вычислителе установить координаты нового места самолета.

Для уменьшения ошибок необходимо истинный курс определять в режиме прямолинейного горизонтального полета или в режиме равномерного набора высоты или снижения. Любые ускорения влияют на маятниковый кренокорректор и приводят к ошибкам в определении курса с помощью астрокомпаса. Для вывода самолета на заданный истинный курс по ДАК-ДБ-5 необходимо разворотом самолета добиться, чтобы стрелка указателя установилась на значение заданного курса.

Выдерживание заданного курса производят по ГПК или по курсовой системе, корректируемых периодически по астрокомпасу.

Определение истинного курса по Луне, планетам и звездам.

В ночных условиях фотоследящая система астрокомпаса ДАК-ДБ-5 не в состоянии автоматически производить пеленгование Луны, планет и звезд ввиду того, что эти светила по яркости гораздо слабее Солнца. Поэтому ночью истинный курс с помощью астрокомпаса ДАК-ДБ-5 можно определять только при наличии на самолете перископического секстанта СП-1М, позволяющего производить измерение курсовых углов небесных светил.

Порядок работы при определении истинного курса в ночном полете следующий:

включить астрокомпас и перископический секстант СП-1М; кнопкой «Подзавод» завести часы астрокомпаса и установить на шкалах вычислителя координаты выбранного для пеленгования светила соответственно текущему моменту времени и географические координаты места самолета;

установить переключатель «ДКУ—СП» в положение «СП»; запеленговать перископическим секстантом СП-1М светило, координаты которого установлены на вычислителе;

отсчитать по указателю истинный курс, который соответствует моменту пеленгования светила.

Определение ортодромического курса при полете по ортодромии. Полет по ортодромии с помощью ДАК-ДБ-5 можно выполнить только при включенном путевом корректоре. Для определения ортодромического истинного курса с помощью ДАК-ДБ-5 необходимо:

Рис. 5.6. Астрономическая локсодромия

включить астрокомпас и завести его часы;

перед вылетом при включенном питании астрокомпаса или в полете установить склонение Солнца и гринвичский часовой угол для текущего момента времени, широту и долготу ИПМ или другой точки, от которой начинается полет по ортодромии;

включить астрокомпас на работу с ДКУ;

установить над начальной точкой ортодромического участка на путевом корректоре расчетное или измеренное значение путевой скорости, а стрелку «Путь» на нуль;

для следования по ЛЗП развернуть самолет по указателю астрокомпаса на ортодромический истинный курс, равный ;

периодически уточнять угол сноса, путевую скорость и пройденное расстояние от начальной точки ортодромии и в соответствии с полученными данными исправлять курс, «Путь» и «Скорость» на путевом корректоре.

При выходе в точку, от которой начинается новый ортодромический участок, необходимо установить на вычислителе широту и долготу этой точки, на путевом корректоре сбросить на нуль показание стрелки «Путь», установить значение путевой скорости, соответствующее новому участку маршрута, и развернуть самолет на ортодромический истинный курс для полета по ортодромии следующего участка маршрута. После выполнения указанных действий астрокомпас будет выдавать ОИК относительно истинного опорного меридиана, проходящего через начало нового ортодромического участка, а путевой корректор будет вести счисление пройденного пути от новой точки, координаты которой установлены на вычислителе, и обеспечивать удержание оси вращения пеленгаторной головки ДКУ в направлении, параллельном ее положению в момент прохода начала нового ортодромического участка.

Применение системы средних меридианов.

В отличие от других курсовых приборов астрокомпас ДАК-ДБ-5 имеет некоторые особенности его использования. В случае работы астрокомпаса с выключенным путевым корректором астрокомпас выдает истинный курс! самолета относительно меридиана, долгота которого установлена на вычислителе. Этот курс будет определяться точно только в тот момент, когда самолет будет находиться над местом, координаты которого введены в астрокомпас.

Поэтому, если выдерживать по астрокомпасу постоянный курс при неизменной установке географических координат, путь самолета будет представлять кривую, постепенно отклоняющуюся в сторону Солнца. Эту линию пути самолета принято называть астрономической локсодромией (рис. 5.6).

Полюсом астрономической локсодромии является географическое место светила. Если от этого полюса провести линии и принять их условно за меридианы, то астрономическая локсодромия будет пересекать их под одним и тем же углом а. Этим астрономическая локсодромия отличается от географической. Форма астрономической локсодромии зависит от высоты светила, его положения относительно ЛЗП и установленных географических координат на вычислителе астрокомпаса.

Как видно из рис. 5.6, астрономическая локсодромия при установке на астрокомпасе географических координат начальной точки участка маршрута и следовании с курсом, рассчитанным для ЗИПУ, измеренного в этой же точке, постепенно удаляется от ЛЗП. Уклонение от ЛЗП непрерывно увеличивается, и самолет в этом случае в конечную точку участка маршрута не выходит.

Если на астрокомпасе установить координаты конечной точки участка маршрута и следовать с постоянным курсом, рассчитанным для ЗИПУ в этой точке, астрономическая локсодромия вначале будет резко отклоняться в противоположную сторону от направления на Солнце, а затем к концу участка маршрута идти параллельно линии заданного пути. Таким образом, при установке на астрокомпасе координат начальной или конечной точек участка маршрута астрономическая локсодромия значительно отклоняется от ЛЗП и самолет в этих случаях на конечную точку участка маршрута не выходит. Поэтому для использования астрокомпаса ДАК-ДБ-5 при выключенной автоматической компенсации перемещения самолета применяют систему средних меридианов.

Сущность этой системы состоит в следующем. Маршрут полета делится на ряд участков, длина которых зависит от высоты Солнца. При высоте Солнца до 10° длину участков можно брать до 1200 км, при высоте 10—30° — до 700 км, при высоте 30 — 50° — до 500 км и при высоте 50—70° — до 300 км. Для каждого участка намечают средние точки, а затем определяют географические координаты этих точек и замеряют средние ЗИПУ. Полет на каждом участке выполняют по астрокомпасу с установкой широты и долготы средней точки и постоянным курсом, рассчитанным по среднему ЗИПУ и углу сноса. В этом случае отклонение астрономической локсодромии от ЛЗП будет незначительным и она пройдет через конечную точку участка маршрута.

При указанной выше длине участков маршрута величина бокового уклонения от ЛЗП за счет искривления астрономической локсодромии не будет превышать 5 км.

Применение системы средних меридианов обеспечивает наименьшее отклонение траектории полета самолета от линии заданного пути, вывод его в конечную точку участка маршрута, а также позволяет увеличить допустимую дальность полета с постоянными географическими координатами.

Рис. 5.7. Применение системы условных меридианов

Применение системы условных меридианов.

Система условных меридианов применяется при использовании астрокомпаса ДАК-ДБ-5 и других курсовых приборов в высоких широтах.

Условными называются меридианы, направление которых совпадает с направлением гринвичского меридиана или меридиана 90° восточной долготы (рис. 5.7). Такие меридианы наносятся на полетные и бортовые карты Арктики и Антарктики при их издании. Меридианы, параллельные меридиану Гринвича, наносятся красным цветом, а меридианы, параллельные меридиану 90° — синим цветом. Система условных меридианов для самолетовождения была разработана в 1937 г. ныне заслуженным штурманом СССР В. И. Аккуратовым, который участвовал в высадке на дрейфующую льдину первой в мире высокоширотной экспедиции И. Д. Папанина. Применение системы условных меридианов при использовании астрокомпаса ДАК-ДБ-5 заключается в следующем. Путевые углы участков маршрута измеряются относительно выбранного условного меридиана. На астрокомпасе устанавливаются координаты Солнца, широта начальной точки ортодромии и долгота выбранного условного меридиана. Включается в работу путевой корректор.

Для следования по ЛЗП по астрокомпасу выдерживается курс, равный условному ИПУ, с учетом угла сноса. Применение системы условных меридианов вызывает ошибку в выработке курса астрокомпасом. Величину этой ошибки можно определить по формуле

Из формулы видно, что для того, чтобы ошибка в курсе была меньшей, необходимо условный меридиан выбирать с таким расчетом, чтобы долгота условного меридиана ближе совпадала с долготой среднего меридиана района полетов, т. е. чтобы разность долгот была как можно меньшей. При разности долгот и склонении Солнца на широте применение условных меридианов приводит к ошибке в определении курса 2°. Вследствие того, что с уменьшением широты эта ошибка увеличивается, систему условных меридианов применяют только в высоких широтах.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru