Главная > Авиационная астрономия
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

6. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КОМПАС АК-53П

Астрономический компас с поляризационной приставкой АК-53П предназначен для определения истинного курса самолета по небесным светилам днем, ночью и в сумерки. Пеленгование светил с помощью этого астрокомпаса производится вручную. АК-53П построен в экваториальной системе небесных координат. Поэтому при пеленговании небесных светил ось вращения визирной системы совмещается с осью мира, а сама визирная система — с кругом склонения данного светила. Астрокомпас выполнен в виде пространственной модели небесной сферы, которая является построителем направления, совпадающего с истинным меридианом данной точки.

Устройство астрокомпаса АК-53П.

Общий вид астрокомпаса АК-53П показан на рис. 5.8. Астрокомпас имеет три визирные системы: солнечную (нижнюю), предназначенную для пеленгования Солнца; звездную (верхнюю), предназначенную для пеленгования Луны, звезд и планет; поляризационную, вмонтированную в звездную, которая используется для определения направления на Солнце в сумерки или когда оно закрыто облаками или деталями самолета.

Все три визирные системы собраны на общем основании 1, с помощью которого астрокомпас крепится в специальном установочном кольце 2 в кабине самолета. На основании имеются: зажимный винт 3 для крепления астрокомпаса в установочном кольце, два уровня 4 и два винта для установки в горизонтальное положение курсового лимба 5, воспроизводящего в астрокомпасе плоскость истинного горизонта. На курсовом лимбе нанесена шкала с делениями от 0 до 360°, по которой производится отсчет истинного курса против курсовой черты с надписью «Курс». Положение курсового лимба может быть застопорено фиксатором 25. К курсовому лимбу прикреплены две стойки 7, которые удерживают все визирные системы.

Солнечная визирная система закрыта прозрачным цилиндрическим колпаком 11. Основной частью этой системы является

Рис. 5.8. Астрокомпас АК-53П: 1 — основание; 2 — установочное кольцо; 3 — зажимный винт; 4 — уровни; 5 — курсовой лимб; 6 — шкала долгот; 7 — стойка; 8 — шкала гринвичских часовых углов; 9 и 18 — визирная рамка; 10 — цилиндрическая линза; 11 — прозрачный колпак; 12 — шкала гринвичских часовых углов; 13 — экран; 14 — линза; 15 — шкала склонений; 16 — риски; 17 — средняя планка; 19 — анализатор; 20 — призма; 21 — экран; 22 — шкала широт; 23 — рукоятка установки широты; 24 — заводной рант; 25 — фиксатор

визирная рамка .9. Одна сторона рамки выполнена в виде цилиндрической линзы 10, а другая — в виде полупрозрачного экрана 21, на котором нанесены две параллельные линии. При пеленговании Солнца цилиндрическая линза проектирует на экран его лучи в виде яркой световой полосы. Разворотом астрокомпаса можно добиться, чтобы эта световая полоса наблюдалась между параллельными линиями экрана. Высота визирной рамки обеспечивает пеленгование Солнца при любом его склонении. Визирная рамка вращается часовым механизмом. Она закреплена на его часовой оси и делает один оборот за 24 ч среднего солнечного времени.

Завод часов осуществляется вращением заводного ранта 24 по ходу часовой стрелки, если смотреть на астрокомпас снизу. Работа часового механизма контролируется по движению секундной стрелки. На корпусе часового механизма укреплена шкала гринвичских часовых углов 8. Если по этой шкале установить визирную рамку на рассчитанный для данного момента гринвичский

часовой угол, то в дальнейшем он непрерывно будет отрабатываться часовым механизмом в соответствии с течением времени.

На корпусе часового механизма нанесена шкала долгот 6, имеющая оцифровку от 0 до 180° в обе стороны. Для восточных долгот шкала имеет белую окраску, а для западных — красную. Заданная долгота устанавливается против индекса, обозначенного буквами В3, и закрепляется зажимным винтом, находящимся около этого индекса. При установке долготы происходит механическое решение формулы местного часового угла и разворот визирной системы на этот угол.

Для подключения обогрева часового механизма на его корпусе имеются две клеммы. Включение обогрева производится с помощью переключателя при температуре воздуха ниже —20°.

На одной из стоек 7 смонтирован механизм широты, который предназначен для установки на астрокомпасе широты места самолета, благодаря чему ось вращения визирных систем совмещается с осью мира, а шкала гринвичских часовых углов — с плоскостью небесного экватора. Механизм установки широты состоит из рукоятки установки широты 23 со шкалой единиц градусов от 0 до 10 и трех шкал десятков градусов 22, имеющих деления от 0 до 90. Средняя (белая) шкала применяется при полетах в Северном полушарии, красная (правая) — при полетах в Южном полушарии для пеленгования Солнца нижней визирной системой и левая (красная) — при полетах в Южном полушарии для пеленгования звезд верхней визирной системой.

Верхняя визирная система имеет визирную рамку 18, состоящую из средней планки 17 и полупрозрачного экрана 13 с двумя параллельными линиями. Планкой и этими линиями пользуются при пеленговании Луны, а также Солнца при отказе часового механизма. Пеленгование звезд и планет осуществляется через линзу 14 и прорезь визирной рамки, у которой нанесены риски 16, покрытые светящейся массой. Склонение светил устанавливается по шкале 15, нанесенной на верхней части стойки. Знаки склонения для северных широт нанесены белым цветом, а для южных — красным. Шкала гринвичских часовых углов 12 верхней визирной системы имеет двойную оцифровку. Белая оцифровка служит для установки часовых углов при полетах в Северном полушарии, а красная — в Южном. В астрокомпасе АК-53П, кроме обычных визирных систем, имеется поляризационная визирная система, которая состоит из анализатора 19 и призмы 20.

Верхние визирные системы не связаны с часовым механизмом, поэтому при пользовании ими необходимо каждый раз устанавливать не только широту и долготу места самолета, но и соответствующий данному моменту времени гринвичский часовой угол светила.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru