3. Инерция
Задачи по данной теме должны закрепить у учащихся понятие о движении как неотъемлемом свойстве тел. Поэтому прежде всего следует уделить внимание задачам о сохранении телами равномерного и прямолинейного движения, что является главным содержанием закона инерции. Затем решают задачи о сохранении телами состояния относительного покоя. С помощью задач углубляют также понятие о массе тел.
86. Куда и почему наклоняются пассажиры в автобусе, когда он: тормозит? поворачивает вправо? поворачивает влево?
87. Почему делают массивными тиски и наковальни?
88. Пользуясь схемой (рис: 16), объясните принцип действия зернопульта при очистке от легких примесей семян на току.
Решение. Семена и примеси выбрасываются зернопультом с одинаковой скоростью. Но сопротивление воздуха в большей мере замедляет движение меньших по массе легких примесей, чем полновесного зерна, которое поэтому летит дальше и отделяется от примесей. При повторном решении задачи в VIII классе действие аэродинамических сил можио рассмотреть подробнее, учитывая не только массу, но и форму и размеры частиц примесей.
(См. также № 13—15 и их решение).
Рис. 16.