Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. Соединения проводниковВначале решают тренировочные задачи по известным учащимся из VII класса формулам для общего сопротивления при последовательном и при параллельном соединениях проводников и резисторов Далее решают более сложные задачи, в том числена смешанные соединения. При решении задач со смешанными сложными соединениями резисторов полезны следующие приемы. Все точки соединения или разветвления в схемах следует обозначить буквами, а сопротивления участков — буквенными индексами, например Вместо сложных схем соединения начертить так называемые эквивалентные схемы, в которых видны все точки разветвления и характер соединения отдельных участков цепи. Расчеты в общем виде в большинстве случаев проводить не следует. Удобнее вначале определить сопротивление каждого участка цепи, а потом уже — сопротивление цепи в целом. Наибольшие затруднения представляют задачи со сложными соединениями резисторов, в которых эквивалентные схемы начертить сразу не удается (рис. 184). В общем случае сопротивления таких цепей определяют с помощью законов Кирхгофа, но эти законы полностью в средней школе не изучают. В средней школе учащиеся должны научиться вычислять сопротивление лишь симметричных контуров, в которых есть точки с равными потенциалами. Не внося никаких изменений в цепь, точки с равными потенциалами можно соединить или, наоборот, разъединить (тока между такими точками нет). После этого удается начертить эквивалентные схемы цепей и провести расчет сопротивления. Задачи на определение сопротивлений шунтов
сопротивления амперметра и вольтметра, В задачах с мостиком Уитстона можно применять предварительно выведенную формулу Приводим примеры качественных задач. 659. На сколько равных частей надо разрезать проводник сопротивлением Решение. Проводник надо разрезать на 10 частей и соединить эти части параллельно. Действительно, сопротивление каждого отрезка 660. Какие по величине сопротивления можно получить с помощью трех резисторов сопротивлением по 2 ом каждый? Решение. Составим различные схемы соединений из трех резисторов: последовательное, параллельное и смешанное. Соединять можно не
Рис. 182. 661 (э). Как изменятся показания амперметра, когда параллельно ему включить резистор? Ответ. При любом резисторе ток в цепи амперметра уменьшится. 662 (э). Как изменятся показания вольтметра, если последовательно с ним включить резистор? Ответ. При последовательном соединении резистора с вольтметром падение напряжения и показания вольтметра уменьшатся. Ответы задач 661 и 662 проверяют опытом. Вычислительные задачи на параллельное и смешанное соединения проводников вначале решают примерно следующей трудности. 663. Из проволоки сопротивлением 10 ом сделано кольцо (рис. 182). Где следует присоединить провода, подводящие ток, чтобы сопротивление получившейся цепи равнялось 1 ом? Решение. Сопротивление ветви
Подводящие ток проводники надо присоединить так, чтобы отрезки проволочного кольца имели сопротивление 8,9 и 1,1 ом. 664. Найдите распределение токов и напряжений в цепи (рис. 183), если напряжение Решение. Точки разветвления обозначим буквами
В итоге
Рис. 183. Этот ток течет через (см. скан) Расчеты дают:
Аналогично решали задачи на смешанное соединение проводников и в VII классе. Только там схемы соединения были проще. При решении задач в IX классе важно использовать дополнительные сведения, полученные в этом классе:
(для случая параллельного соединения двух проводников). Рассмотренная выше задача является типовой. Умение решать подобные задачи — необходимое условие для положительной оценки знаний учащихся. После этого переходят к расчету сопротивления сложных цепей. Как уже говорилось, в средней школе можно решать лишь задачи со сложными, но симметричными схемами соединения проводников. При этом учащимся сообщают искусственный метод решения задач. В схеме ищут точки одинаковых потенциалов, между которыми нет тока. Эти точки можно без всяких влияний на схему соединять либо разъединять, схема при этом лишь упростится. Рис. 184. (см. скан)
Рис. 185. 665. Определите общее сопротивление показанных на рисунке 184 соединений, считая, что все участки имеют одинаковое сопротивление Решение. Найдем точки одинаковых потенциалов: а) В цепи (рис. 184, а) точки Как уже говорилось, задачи на расчеты шунта и добавочного сопротивления могут быть решены по предварительно выведенным формулам. 666. Амперметр сопротивлением 3 ом имеет предел измерения тока до
Рис. 186.
Рис. 187. Для манганина
667. Внутреннее сопротивление вольтметра 50 ом, а предельно измеряемое им напряжение 0,25 в. Как из этого прибора сделать вольтметр для измерения напряжения до 200 в? Решение.
При решении задачи выводят формулу для определения неизвестного сопротивления в мостовой схеме. 668. Эталонный резистор в одном из плеч измерительного моста (рис. 188, а) имеет сопротивление Решение. Составим эквивалентную схему (рис. 188, б), соединив вместе точки
Поделив эти равенства почленно, получим Ниже приводим решение одной задачи повышенной трудности. В ней рассмотрена схема, упростить которую не удается.
Рис. 188.
Рис. 189 669. Определите общее сопротивление Решение. Схему упростить не удается, так как нельзя найти точки с равными потенциалами. Для решения задачи записывают уравнение для токов и напряжений. Неизвестных токов шесть: Во-первых, воспользуемся тем, что сумма токов, «притекающих» к точке разветвления, равна току, «утекающему» из этой точки. Тогда
Во-вторых, работа по перемещению единичного заряда между точками
Может быть составлено и восьмое уравнение для контура Решая систему уравнений
|
1 |
Оглавление
|