2. Ускорение
 
Вначале с помощью задач углубляют понятие о среднем ускорении прямолинейного движения как величине, определяемой отношением 
 где 
 соответственно конечная и начальная скорости движения. В средней школе обычно вместо этого векторного равенства употребляют скалярное 
 Это приводит в дальнейшем к ряду затруднений при решении задач и сдерживает формирование понятия об ускорении как векторной величине, направление которой может не совпадать с направлением скорости. Решение данных задач нужно использовать также для формирования умений производить вычитание векторов в простейшем случае, когда они направлены по одной прямой. 
Правило вычитания векторов можно обосновать следующим образом: вычитание какой-либо величины равносильно сложению 
 
Рис. 76. 
с величиной, имеющей обратный знак, а для вектора — противоположное направление (рис. 76, а). При этом особое внимание нужно обратить на тот случай, когда 
 следовательно, 
 и ускорение имеют направление, противоположное направлению скорости (рис. 76, б и в). 
Для выполнения расчетов переходят от векторной формы записи к скалярной, условившись векторы, направленные в одну сторону, например вправо, считать положительными, а в противоположную сторону — отрицательными. 
331. Судя по спидометру, за 1 мин скорость автобуса изменилась с 
 до 
 С каким средним ускорением двигался автобус? 
Решение. Изображаем векторы конечной и начальной скоростей, как показано на рисунке 76. Вычитая векторы, находим 
 а затем ускорение 
 Оба вектора направлены вправо и, следовательно, положительны. 
Изменение скорости 
 следовательно, 
 как видно из расчетов и по рисунку 76, а, положительно. 
332. С каким средним ускорением двигался «Москвич», если, трогаясь с места, он за 20 сек развил скорость 
 
333. Двигаясь со скоростью 
 мотоциклист, увидев препятствие, затормозил и остановился через 2 сек. С каким средним ускорением двигался мотоциклист? 
Решение. Выполняем чертеж (рис. 76,в). По чертежу видно, что изменение скорости 
 а следовательно и ускорение а, должно быть отрицательным: 
 
334. По графику скорости неравномерного движения (рис. 77) определите среднее ускорение для промежутков времени  
. Какое из данных значений среднего ускорения наиболее близко к мгновенному ускорению для момента времени 
 сек? 
 
Рис. 77 
Решение. Для промежутка времени 
 сек находим: 
Аналогично находим, что 
Очевидно, ближе всего к мгновенному значению ускорения для момента времени 
 найденных величин —