Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
9 КЛАССГЛАВА 22. ОСНОВЫ КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ГАЗОВОснова данного раздела — молекулярно-кинетическая теория строения вещества. Поэтому вначале решают задачи о свойствах атомов и молекул. Подбор и методика решения задач по основам кинетической теории газов в большой мере зависят от последовательности и методики изучения материала. По новой программе изучение этого материала будет осуществляться в основном дедуктивным методом: центральное место отводится основному уравнению кинетической теории газов, из которого выводят уравнение состояния газов, а газовые законы рассматривают как его частные случаи. В соответствии с этим при решении задач нужно прежде всего использовать основное уравнение кинетической теории газов и уравнение Клапейрона-Менделеева. Эти уравнения широко применяют при изучении всей молекулярной физики в IX классе, поэтому задачам по данной теме должно быть уделено особое внимание. 1. Основы молекулярно - кинетической теорииДля повторения и углубления имеющихся у учащихся сведений о молекулах и их свойствах вначале решают задачи, подобные рассмотренным в главе 4, с учетом знаний, полученных учащимися в VII—VIII классах. Далее основное внимание уделяют задачам, дающим понятие о методах изучения микромира и его закономерностях. При решении задач можно познакомить учащихся с идеями и работами Авогадро, Гей-Люссака, Дальтона, Ломоносова, с использованием для изучения закономерностей микромира броуновского движения, с современными способами определения скоростей молекул (опыты Штерна), дать понятие о способах определения размеров и массы молекул и др. Задачи с использованием молекулярно-кинетической теории ученики решают и на уроках химии. Поэтому здесь особенно необходима продуманная межпредметная связь физики с химией с тем, чтобы наилучшим образом использовать химические законы для формирования глубоких и прочных понятий о молекулярном строении вещества. В том числе на уроках физики полезно решить ряд «химических» задач (№ 515—519), а на уроках химии — несколько задач «с физическим» уклоном. Такая взаимосвязь позволяет ученикам посмотреть на одни и те же факты с разных точек зрения и, следовательно, лучше осознать их. 515. В 1811 г. Авогадро высказал гипотезу о том, что при одних и тех же условиях (температура и давление) в равных объемах любых газов содержится одинаковое число молекул. Используя эту гипотезу и формулу молекулы воды, определите, какой нужно взять объем водорода и кислорода, чтобы получить Решение. Учащимся нужно сказать, что последующие исследования подтвердили правильность гипотезы Авогадро. 516. В 1808 г. Гей-Люссак открыл, что отношения объемов газов, вступивших в химические реакции, выражаются простыми целыми числами. Какое предположение о строении молекул сложного вещества можно сделать из этого закона, используя гипотезу Авогадро? Ответ поясните примером. Ответ. Поскольку по гипотезе Авогадро число молекул пропорционально объему газов, то можно предположить, что для образования молекулы сложного вещества нужно всегда определенное число молекул (атомов) простых веществ. Таким образом, мельчайшие частички (молекулы, атомы) одного вещества всегда соединяются определенным образом с молекулами (атомами) другого вещества (закон постоянства химического состава). Например, с 517. Дальтон установил закон кратных отношений, согласно которому если два элемента образуют несколько соединений, то с постоянной по величине массой одного элемента вступают в соединения такие количества другого элемента, которые относятся между собой как небольшие целые числа. Какое предположение о молекулярном строении сложного вещества можно сделать из этого? Ответ поясните химическими формулами. Ответ. Явление объясняют тем, что с одним и тем же количеством атомов одного элемента вступает в соединение целое число атомов другого элемента. Примеры: 518. Используя таблицу плотности газов, покажите, во сколько раз масса молекулы водорода Решение. Плотность водорода при нормальных условиях Рад
519. Вычислите в килограммах массу атома фтора, принимая за атомную единицу массы Решение. Вычислим значение а.е.м. в килограммах.
Это значение а.е.м. ученики должны занести в свои таблицы. Для нахождения массы атома любого элемента это число нужно умножить на его атомную массу.
Решение. Толщина слоя Среднее значение массы капли следует поручить определить заранее группе учащихся с помощью весов, а диаметр пятна легко измерить на уроке. При этом нужно позаботиться о том, чтобы объем капли был не более В результате одного из опытов были получены следующие данные: среднее значение массы капли Подставив данные в формулу, найдем Значение 521. Определите линейные размеры молекулы воды. Решение. Формула воды
Пренебрегая промежутками между молекулами, ввиду их плотной упаковки, найдем приближенно линейный размер молекулы:
т. е. линейные размеры молекулы воды того же порядка, что и молекулы масла (№ 520), что косвенно подтверждает правомерность расчетов, выполненных в экспериментальной задаче. 522. Вычислите примерные размеры атома (молекулы) золота. Решение.
Таким образом, и молекула золота имеет линейные размеры того же порядка 523. Чем крупнее броуновские частицы, тем меньше скорость и! хаотического движения. Почему? Ответ. По второму закону Ньютона ускорение, которое получает частица массой 524: В морской воде находится сравнительно большое Ответ. Частицы золота размером 525(э). На рисунке 135 показан прибор, состоящий из диска а с укрепленными на нем стаканчиками Решение. Горизонтальную составляющую скорости струи можно определить, приравняв время движения струи по радиусу
В одном из опытов были получены следующие данные. При Проверка. См. задачу 504. Задачу решают для того, чтобы подготовить учащихся к пониманию опыта Штерна по определению скорости молекул. Идея модели заимствована из «Элементарного учебника физики» под ред. акад. Г. С. Ландсберга. 526. Определяя скорости молекул, Штерн поставил следующий опыт. Вдоль оси откачанных до высокого вакуума цилиндров Решение. Время движения молекул от щели до цилиндра равно времени смещения цилиндра на расстояние
527. В одном из опытов для определения скорости молекул Штерн использовал пары цезия, которые получались в печи, помещенной в откачанный сосуд (рис. 137). С помощью щели а в экране Решение. Начальная скорость атомов
Рис. 135.
Рис. 136.
Рис. 137.
Рис. 138.
Рис. 139. Время движения определится из уравнения
528. На рисунке 138 показаны примерные графики зависимости силы отталкивания Решение. Ученики должны тщательно перерисовывать графики, притом в таком масштабе, чтобы они занимали не менее половины страницы ученической тетради. На осях координат указывают условные единицы силы и расстояния. Рассматривают силы, действующие на расстоянии Физическую сущность задачи полезно пояснить рисунком 139, где показан график зависимости силы взаимодействия молекул от
Рис. 140. расстояния. На расстоянии При удалении молекул на расстояние, большее
|
1 |
Оглавление
|