2. Сила тока
Сила тока, как известно, определяется количеством электричества, проходящим через поперечное сечение проводника в 1 сек. Для учащихся представляет в первую очередь некоторое затруднение понятие поперечного сечения проводника. Необходимо его объяснить с помощью чертежей. Здесь очень полезна также гидродинамическая аналогия, помогающая уяснить сущность понятия силы тока. Важно, чтобы учащиеся не путали понятие силы тока с напряжением.
Единицу силы тока «ампер» определяют в настоящее время но магнитному действию электрического тока. Решение задач с кспользованием этого определения невозможно в VII классе, так как не рассматривается формула, выражающая силу взаимодействия проводников с током. Эту зависимость изучают только в IX классе. Введение единиц силы тока и заряда по химическому действию тока теперь не практикуют, поэтому отпадают задачи по расчету количества вещества, выделяющегося при прохождении электрического заряда через электролит. С этими задачами учащиеся также встретятся в IX классе при изучении законов электролиза.
Таким образом, в VII классе при изучении понятия о силе тока и единице силы тока остаются лишь вычислительные задачи, в которых используется зависимость
Данные задачи не представляют затруднений для учащихся. Необходимо только следить, чтобы правильно велись расчеты и учащиеся усвоили соотношения между разными единицами
(кратными и дольными).
Вычислительные задачи по зависимости
сначала решают прямые на определение силы тока
по известным
а
Рис. 34.
затем и по формулам
которые не следует запоминать. Их выводят в каждом конкретном случае из основной формулы.
247. Вычислите силу тока в проводнике, через поперечное сечение которого за 1 мин проходит 48 к электричества.
Решение. Известно, что
В этой формуле
нужно брать в кулонах,
в секундах. Следовательно,
а.
248. Сила тока, текущего через прибор, равна
Какой заряд проходит через прибор за
Решение. Из основной формулы
получаем
Для вычисления заряда в кулонах необходимо выразить силу тока в амперах и время в секундах.
сек. Вычисления дают
.
249. Какое время существовал ток, если через поперечное сечение проводника прошел электрический заряд 100 к при силе тока
Решение. Из основной формулы
получаем
Выражаем силу тока
в амперах, т. е.
а. Подставив
а, вычисляем время
сек.
При изучении понятия силы тока необходимо продолжить упражнения по вычерчиванию и «чтению» схем электрических цепей. После сообщения условного изображения амперметра, а также выяснения способа включения его в электрическую цепь вычерчивают схемы цепей, подобных изображенной на рисунке 40, и решают 1—2 задачи следующего типа.
250 (э). Укажите на схеме (рис. 40), где нужно включить амперметр для измерения тока в лампочках
Одинаковую ли силу тока покажет амперметр, если его включить на участке
Ответ проверьте на опыте.
Учащиеся должны твердо знать, что амперметр включают в цепь последовательно с тем потребителем, силу тока в котором надо измерить.