Главная > Элементарная математика с точки зрения высшей, Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Несчетность континуума.

Огромное количество разнообразных счетных множеств, получаемых этим путем, могло бы навести на мысль, что вообще все бесконечны множества счетны.

Но вопреки этому мы докажем тёперь вторую часть теоремы Кантора, согласно которой континуум всех действительных чисел представляет собой несчетное множество; это множество мы будем обозначать позднее нам придется еще говорить о континуумах многих измерений.

Рис. 124

Множество можно, конечно, определить как совокупность всех действительных значений причем мы можем представлять себе, например, как абсциссу на некоторой оси. Покажем, прежде всего, что множество всех внутренних точек отрезка длиною имеет точно такую же мощность, как . В самом деле, изобразим первое множество точками оси второе — внутренними точками единичного отрезка оси у, перпендикулярной оси (рис. 124); теперь можно установить между обоими множествами взаимно однозначное соответствие при помощи любой монотонно возрастающей функции указанного на рис. 124 вида, которая имеет асимптотами слева прямую а справа прямую например, при помощи функции . Таким образом, мы вправе заменить множеством всех чисел, содержащихся между 0 и 1, что мы и сделаем в дальнейшем.

Теперь я изложу то доказательство несчетности множества , которое Кантор сообщил на съезде естествоиспытателей в Галле в оно проще и более пригодно для обобщения, чем доказательство, опубликованное им впервые в 1873 г.

Центральный пункт этого доказательства составляет один в высшей степени простой прием, так называемый «диагональный метод», который при всяком счетном расположении всех действительных чисел, какое мы могли бы только допустить, дает действительное число, которое заведомо не содержится в этом расположении; это составляет противоречие, и поэтому множество не может быть счетным.

Напишем все наши числа в виде десятичных дробей; предположим, что все они расположены в счетный ряд:

где — любые из цифр взятые в любом порядке. Прежде чем идти дальше, заметим, что десятичное написание дробей не вполне однозначно, так как, например, и вообще всякую конечную десятичную дробь можно также записать в виде бесконечной с периодом 9; это составляет одно из основных положений исчисления десятичных дробей. Чтобы установить однозначные обозначения, условимся раз навсегда употреблять только бесконечные десятичные дроби, т. е. вместо конечных дробей всегда писать дроби, кончающиеся периодом 9. Предположим, что в предыдущей схеме все дроби уже приведены к такому виду.

Чтобы образовать десятичную дробь отличную от всех чисел нашей схемы, выделим цифры стоящие в отмеченной на схеме диагонали (отсюда и название этого метода), и поставим на первом десятичном месте числа какую-нибудь цифру заведомо отличную от на втором месте — какую-нибудь цифру b, отличную от на третьем месте — цифру с, отличную от и т. д.

Эти условия относительно выбора цифр оставляют нам, очевидно, еще некоторый произвол; мы можем поэтому распорядиться так, чтобы было равно правильной десятичной дроби, а не 0,999... = 1, а также чтобы она не прекращалась после некоторого конечного числа знаков.

Но в таком случае заведомо отлично от числа так как у них первые цифры неодинаковы, а между тем две бесконечные дроби могут быть равны между собой только в том случае, если у них одинаковы все соответствующие цифры. Точно так же вследствие различия вторых цифр, из-за третьих цифр, и, таким образом, вообще число будучи зполне определенной десятичной дробью, оказывается отличным от всех чисел счетной схемы. Следовательно, мы пришли к противоречию, и это доказывает что континуум представляет собой несчетное множество.

Рис. 125

Эта теорема a priori обнаруживает существование трансцендентных чисел, ибо множество алгебраических чисел счетно и потому не может исчерпать несчетный континуум всех действительных чисел. И в то время как все прежние рассмотрения знакомили нас с бесконечными, но счетными множествами трансцендентных чисел, теперь мы можем утверждать, что их мощность действительно превосходит мощность счетных множеств, так что только теперь мы получаем правильное общее представление об их многообразии.

Приведенные выше частные примеры в свою очередь оживляют эту несколько абстрактную картину.

1
Оглавление
email@scask.ru