3.1.3. «Пирамида» знаний
Иерархичность понятийной структуры сознания подчеркивается в работах многих психологов [Брунер, 1971; Веккер, 1976]. Поле знаний можно стратифицировать, то есть рассматривать на различных уровнях абстракции понятий. В «пирамиде знаний» каждый следующий уровень служит для восхождения на новую ступень обобщения и углубления знаний в предметной области. Таким образом, возможно наличие нескольких уровней понятийной структуры
Представляется целесообразным связать это с глубиной профессионального опыта (например, как в системе АВТАНТЕСТ [Гаврилова, Червинская, 1992]) или с уровнем иерархии в структурной лестнице организации (рис. 4.12 главы 4).
Естественно, что и стратегии принятия решений, то есть функциональные структуры
на различных уровнях будут существенно отличаться.
Если попытаться дать математическую интерпретацию уровней пирамиды знаний
то наиболее прозрачным является понятие гомоморфизма — отображения некоторой системы Е, сохраняющего основные операции и основные отношения этой системы.
Пусть
некоторая система с основными понятиями
и основными отношениями
Гомоморфизмом системы Е в однотипную ей систему
называется отображение
удовлетворяющее следующим двум условиям:
Для всех элементов
из Е и всех
Согласно введенным обозначениям уровни пирамиды суть гомоморфизмы моделей (то есть понятий и отношений) предметной области
где
— мета-понятия, или понятия более высокого уровня абстракции;
— мета-отношения;
— мета-стратегии.
Восходя по ступеням пирамиды, мы получаем систему гомоморфизмов, что соответствует результатам, полученным в когнитивной психологии об уменьшении размерности семантического пространства памяти с увеличением опыта экспертов.