5.3. Управление знаниями
5.3.1. Что такое «управление знаниями»
Следует иметь в виду, что знаниями в контексте данного параграфа называют не только знания, но и данные по определениям в главе 1 данного учебника. Понятие «управление знаниями» (КМ - Knowledge Management) появилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту и стали критическими. При этом стало очевидным, что основным узким местом является обработка знаний, накопленных специалистами компании, так как именно знания обеспечивают преимущество перед конкурентами. Часто информации в компаниях накоплено даже больше, чем они в состоянии обработать. Различные компании пытаются решать этот вопрос по-разному, но при этом каждая компания стремится увеличить эффективность обработки знаний [Macintosh, 1997].
Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, включают руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и данные, накопившиеся в процессе разработки. Для применения КМ-систем используются разнообразные технологии:
• электронная почта;
• базы и хранилища данных (Data Wharehouse);
• системы групповой поддержки;
• броузеры и системы поиска;
• корпоративные сети и Интернет;
• экспертные системы и базы знаний; интеллектуальные системы.
Традиционно проектировщики систем КМ ориентировались лишь на отдельные группы потребителей — главным образом менеджеров. Более современные КМ-системы спроектированы уже в расчете на целую организацию.
Хранилища данных, которые работают по принципу центрального склада, были одним из первых инструментариев КМ. Как правило, хранилища содержат, многолетние версии обычной БД, физически размещаемые в той же самой базе. Когда все данные содержатся в едином хранилище, изучение связей между отдельными элементами может быть более плодотворным.
При этом активы знаний могут находиться в различных местах: в базах данных, базах знаний, в картотечных блоках, у специалистов и могут быть рассредоточены по всему предприятию. Слишком часто одна часть предприятия повторяет работу другой части просто потому, что невозможно найти и использовать знания, находящиеся в других частях предприятия.
Управление знаниями — это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри предприятия.
Необходимость разработки систем КМ обусловлена следующими причинами:
• работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;
• опыт ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников используется только ими самими;
• ценная информация захоронена в огромном количестве документов и данных, доступ к которым затруднен;
• дорогостоящие ошибки повторяются из-за недостаточной информированности и игнорирования предыдущего опыта.
Важность систем КМ обусловлена также тем, что знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете становится устаревшим и бесполезным, так же, как деньги, которые сохранены без того, чтобы стать оборотным капиталом, в конечном счете теряют свою стоимость, пока не обесценятся. Напротив, знание, которое распространяется, приобретается и обменивается, генерирует новое знание.