Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
9. Интеллектуальные Интернет-технологии- Программные агенты и мультиагентные системы - Проектирование и реализация агентов и мультиагентных систем - Информационный поиск в среде Интернет 9.1. Программные агенты и мультиагентные системы9.1.1. Историческая справкаПроблематика интеллектуальных агентов и мультиагентных систем (MAC) имеет уже почти Понятно, что в рамках данного издания мы не сможем даже обозреть все направления и результаты в области MAC. Поэтому далее сконцентрируемся лишь на тех разделах, которые имеют непосредственное отношение к теме настоящей книги. С учетом сделанных замечаний и с позиций сегодняшнего дня все исследования в этой области можно выделить в две основные фазы: первая охватывает период с 1977 г. по настоящее время, а вторая — с начала 1990 г. по настоящее время. Работы первого периода концентрировались на исследовании так называемых «смышленых» (smart) агентов, которые были начаты в конце 1970-х годов и продолжаются все 1980-е годы вплоть до наших дней. Первоначально эти работы были сосредоточены на анализе принципов взаимодействия между агентами, на декомпозиции решаемых задач на подзадачи и распределении полученных задач между отдельными агентами, координации и кооперации агентов, разрешении конфликтов путем переговоров и т. п. Цель таких работ — анализ, спецификация, проектирование и реализация систем агентов. На этом же уровне активно велись работы по теории, архитектурам и языкам для программной реализации агентов. Примерно с 1990 г. стало ясно, что программные агенты могут использоваться в широком спектре применений. Однако потенциал агентных технологий, по-видимому, стал в значительной мере осознан не только разработчиками) но и инвесторами после известного отчета консультативной фирмы Ovum [Ovum, 1994], которая предсказала, что сектор рынка для программных агентов в США и Европе вырастет, по крайней мере, до В настоящее время множество исследовательских лабораторий, университетов, фирм и промышленных организаций работают в этой области, и список их постоянно расширяется. Он включает мало известные имена и небольшие коллективы, уже признанные исследовательские центры и организации (например, университет Карнеги Мэллон (CMU) и фирма General Magic), а также огромные транснациональные компании (такие как Apple, AT&T, ВТ, Daimler-Benz, DEC, HP, IBM, Lotus, Microsoft, Oracle, Sharp и др.). Областями практического использования агентных технологий являются управление информационными потоками (workflow management) и сетями (network management), управление воздушным движением (air-traffic control), информационный поиск (information retrieval), электронная коммерция (e-commerce), обучение (education), электронные библиотеки (digital libraries) и многие-многие другие приложения. Существует несколько причин, почему необходимы и полезны программные агенты, MAC и, более общо, агентные технологии. Основная из них в том, что агенты автономны и могут выполняться в фоновом (background) режиме от лица пользователя при решении разных задач, наиболее важными из которых являются сбор информации, ее фильтрация и использование для принятия решений. Таким образом, основная идея программных агентов — делегирование полномочий. Для того чтобы реализовать эту идею, агент должен иметь возможность взаимодействия со своим владельцем или пользователем для получения соответствующих заданий и возвращения полученных результатов, ориентироваться в среде своего выполнения и принимать решения, необходимые для выполнения поставленных перед ним задач. К построению агентно-ориентированных систем можно указать два подхода: реализация единственного автономного агента или разработка мультиагентной системы. Автономный агент взаимодействует только с пользователем и реализует весь спектр функциональных возможностей, необходимых в рамках агентно-оривотированной программы. В противовес этому MAC являются программно-вычислительными комплексами, где взаимодействуют различные агенты для решения задач, которые трудны или недоступны в силу своей сложности для одного агента. Часто такие мультиагентные системы называют агентствами (agencies), в рамках которых агенты общаются, кооперируются и договариваются между собой для поиска решения поставленной перед ними задачи. Агентные технологии обычно предполагают использование определенных типологий агентов и их моделей, архитектур MAC и опираются на соответствующие агентные библиотеки и средства поддержки разработки разных типов мультиагентных систем. 9.1.2. Основные понятияСуществует несколько подходов к определению понятий в данной предметной области. По-видимому, одним из наиболее последовательных в этом вопросе является международная ассоциация FIPA (Foundation for Intelligent Physical Agents), каждый документ которой содержит толковый словарь терминов, релевантных данному документу [FIPA, 1998]. И вместе с тем практически во всех работах, где даются, например, определения понятия агента и его базисных свойств, общим местом стало замечание об отсутствии единого мнения по этому поводу [Franklin et al., 1996; BelgraVe, 1996; Nwana, 1996]. Фактически, используя понятие «агент», каждый автор или сообщество определяют своего агента с конкретным набором свойств в зависимости от целей разработки, решаемых задач, техники реализации и т. п. критериев. Как следствие, в рамках данного направления появилось множество типов агентов, например: автономные агенты, мобильные агенты, персональные ассистенты, интеллектуальные агенты, социальные агенты и т. д. [Nwana, 1996], а вместо единственного определения базового агента — множество определений производных типов. Учитывая вышесказанное, понятие агента целесообразно трактовать как метаимя или класс, который включает множество подклассов. Ряд определений агентов, данных разными исследователями, представлен в работе [Franklin et al., 1996]. В настоящем издании будем придерживаться следующей концепции по этому поводу. Агент — это аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных перед ним владельцем и/или пользователем [Wooldridge et al., 1995]. Таким образом, в рамках МАС-парадигмы программные агенты рассматриваются как автономные компоненты, действующие от лица пользователя. В настоящее время существует несколько классификаций агентов [Nwana, 1996], одна из которых, представлена в табл. 9.1. Таблица 9.1. (см. скан) Классификация агентов Как следует из приведенной таблицы, собственно целесообразное поведение появляется только на уровне интеллектуальных агентов [Пономарева и др., 1999; Хорошевский, 1999]. И это не случайно, так как для него необходимо не только наличие целей функционирования, но и возможность использования достаточно сложных знаний о среде, партнерах и о себе. С точки зрения целей настоящей книги, наибольший интерес представляют интеллектуальные и действительно интеллектуальные (см. табл. 9.1) агенты. Понятно, что все характеристики более «простых» типов агентов при этом наследуются. Иногда агентов определяют через свойства, которыми они должны обладать. Учитывая то, что нас в данной книге, в первую очередь, интересуют интеллектуальные агенты, приведем типовой список свойств, которыми такие агенты должны обладать [Wooldridge et al., 1995; FIPA, 1998]: • автономность (autonomy, autonomious functioning) — способность функционировать без вмешательства со стороны своего владельца и осуществлять контроль внутреннего состояния и своих действий; • социальное поведение (social ability, social behaviour) — возможность взаимодействия и коммуникации с другими агентами; • реактивность (reactivity) — адекватное восприятие среды и соответствующие реакции на ее изменения; • активность (pro-activity) — способность генерировать цели и действовать рациональным образом для их достижения; • базовые знания (basic knowledge) — знания агента о себе, окружающей среде, включая других агентов, которые не меняются, в рамках жизненного цикла агента; • убеждения (beliefs) — переменная часть базовых знаний, которые могут меняться во времени, хотя агент может об этом не знать и продолжать их использовать для своих целей; • цели (goals) — совокупность состояний, на достижение которых направлено текущее поведение агента; • желания (desires) — состояния и/или ситуации, достижение которых для агента важно; • обязательства (commitments) — задачи, которые берет на себя агент по просьбе и/или поручению других агентов; • намерения (intentions) — то, что агент должен делать в силу своих обязательств и/или желаний. Иногда в этот же перечень добавляются и такие свойства, как рациональность (retionality), правдивость (veracity), благожелательность (benevolence), а также мобильность (mobility), хотя последнее характерно не только для интеллектуальных агентов. В зависимости от концепции, выбранной для организации MAC, обычно выделяются три базовых класса архитектур [Wray et al., 1994; Wooldridge et. al., 1995; Nwana, 1996]: • архитектуры, которые базируются на принципах и методах работы со знаниями (deliberative agent architectures); • архитектуры, основанные на поведенческих моделях типа «стимул-реакция» reactive agent architectures); • гибридные архитектуры hybrid architectures). Наиболее «трудными» терминологически в этой триаде являются архитектуры первого типа. Прямая калька — делиберативные архитектуры — неудобна для русскоязычного произношения и не имеет нужной семантической окраски для русскоязычного читателя. Сам термин был введен в работе [Genesereth et al., 1987] при обсуждении архитектур агентов. Архитектуру или агентов, которые используют только точное представление картины мира в символьной форме, а решения при этом (например, о действиях) принимаются на основе формальных рассуждений и использования методов сравнения по образцу, принято определять как делиберативные. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с «разумными» агентами и архитектурами, имеющими в качестве основы проектирования и реализации модели, методы и средства искусственного интеллекта. В работе [Тарасов, 1998] таких агентов предлагается называть когнитивными, что не вполне правильно, так как при этом неявно предполагается, что «рассуждающие» агенты познают мир, в котором они функционируют. Нам представляется, что для русского языка более удобным и адекватным были бы термины «агент, базирующийся на знаниях» или «интеллектуальный агент», а также «архитектура интеллектуальных агентов». Именно этих терминов мы и будем придерживаться в данном издании. Первоначально идея интеллектуальных агентов связывалась практически полностью с классической логической парадигмой ИИ. Однако по мере развития исследований в этой области стало ясно, что такие «ментальные» свойства агентов, как, например, убеждения, желания, намерения, обязательства по отношению к другим агентам и т. п., невыразимы в терминах исчисления предикатов первого порядка. Поэтому для представления знаний агентов в рамках данной архитектуры были использованы специальные расширения соответствующих логических исчислений [Поспелов, 1998], а также разработаны новые архитектуры, в частности архитектуры типа BDI (Belief-Desire-Intention). Один из конкретных примеров архитектуры этого класса обсуждается ниже. Принципы реактивной архитектуры возникли как альтернативный подход к архитектуре интеллектуальных агентов. Идея реактивных агентов впервые возникла в работах Брукса, выдвинувшего тезис, что интеллектуальное поведение может быть реализовано без символьного представления знаний, принятого в классическом ИИ [Brooks, 1991]. Таким образом [Connah, 1994]: Реактивными называются агенты и архитектуры, где нет эксплицитно представленной модели мира, а функционирование отдельных агентов и всей системы осуществляется по правилам типа ситуация—действие. При этом под ситуацией понимается потенциально сложная комбинация внутренних и внешних состояний. Вообще говоря, данный подход ведет свое начало с работ по планированию поведения роботов, которые активно велись в ИИ в 70-х годах. Простым примером реализации реактивных архитектур в этом контексте можно считать системы, где реакции агентов на внешние события генерируются соответствующими конечными автоматами. Широко известным примером системы с реактивной архитектурой является планирующая система STRIPS [Fikes et al., 1971], где использовался логический подход, расширенный за счет ассоциированных с действиями предусловий и пост-условий. Позже в рамках реактивных архитектур были разработаны и другие системы, но, как правило, они не могли справиться с задачами реального уровня сложности. Учитывая вышесказанное, многие исследователи считают, что ни первый, ни второй подходы не дают оптимального результата при разработке агентов и MAC [Wray et al., 1994]. Поэтому попытки их объединения предпринимаются постоянно и уже привели к появлению разнообразных гибридных архитектур. По сути дела, именно гибридные архитектуры и используются в настоящее время во всех, сколько-нибудь значимых проектах и системах. Мы рассмотрели основные подходы к разработке мультиагентных систем. Архитектуры MAC и их характеристики, широко используемые в настоящее время, представлены в табл. 9.2. Таблица 9.2. (см. скан) Архитектуры MAC и их характеристики Организация MAC на принципах ИИ имеет преимущества с точки зрения удобства использования методов и средств символьного представления знаний, разработанных в рамках искусственного интеллекта. Но в то же время создание точной и полной модели представления мира, процессов и механизмов рассуждения в нем представляют здесь существенные трудности, уже неоднократно обсуждавшиеся в данной книге в связи с рассмотрением вопросов приобретения знаний. Реактивный подход позволяет наилучшим образом использовать множество достаточно простых образцов поведения для реакции агента на определенные стимулы для конкретной предметной области. Однако применение этого подхода ограничивается необходимостью полного ситуативного анализа всех возможных активностей агентов. Недостатки гибридных архитектур связаны с «непринципиальным» проектированием MAC. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, например, многие гибридные архитектуры слишком специфичны для приложений, под которые они разрабатываются. Но несмотря на указанные недостатки, гибридные архитектуры позволяют гибко комбинировать возможности всех подходов. Вот почему в последнее время явно прослеживается тенденция разработки и использования именно гибридных МАС-архитектур и систем агентов [Sloman, 1996].
|
1 |
Оглавление
|