4.6.3. Интегрированные среды приобретения знаний
Интегрированная среда приобретения знаний AQUINAS [Boose, Bradshaw, Schema, 1988] представляет собой набор программных средств для извлечения экспертных знаний различных типов различными методами. В состав AQUINAS входят:
• система Dialog Manager для помощи новичкам в работе с AQUINAS;
• система
для извлечения и анализа репертуарных решеток с последующим преобразованием их в базу продукционных правил;
• средства конструирования различных иерархических структур знаний;
• средства извлечения, представления и использования неточных знаний;
• средства тестирования и коррекции БЗ;
• средства, позволяющие эксперту оценивать конструкторы по наиболее подходящим шкалам;
• средства работы с несколькими экспертами;
• средства автоматического пополнения и коррекции БЗ.
Dialog Manager представляет собой
специально созданную для того, чтобы консультировать эксперта о возможностях, представляемых AQUINAS, и руководить экспертом при работе с AQUINAS. Возможны три режима взаимодействия с Dialog Manager:
• автоматический, при котором ialog Manager полностью берет на себя руководство процессом извлечения знаний;
• ассистирующий, при котором хотя эксперту и даются рекомендации относительно его дальнейших действий, но он может им не следовать;
• режим наблюдения за действиями эксперта и сохранения истории.
Выбрав автоматический или ассистирующий режим, экспрет должен выбрать степень подробности подсказок и объяснений, даваемых системой («полностью», «на среднем уровне», «кратко»),
В БЗ Dialog Manager имеются эвристики, которые позволяют этой системе при накоплении экспертом достаточного опыта перейти от автоматического режима к ассистирующему. Dialog Manager информирует эксперта о переключении режимов. Работая в ассистирующем режиме, Dialog Manager оставляет за экспертом выбор деятельности, но на основе своих эвристик рекомендует наиболее подходящую. В частности, если Dialog Manager считает, что эксперту следует заняться анализом БЗ, то в рекомендации обычно указывается, какой именно аспект нуждается в анализе. Так, эксперту может быть рекомендовано обратиться либо к процедурам анализа сходства элементов (конструкторов), либо к процедурам кластеризации элементов (конструкторов), либо к разбиению исходной решетки на несколько иерархически связанных.
Интегрированная среда приобретения знаний KITTEN (Knowledge Initiation & transfer Tools for Experts and Novices) [Show, Woodward, 1988], подобно AQUINAS, основана на построении и анализе репертуарных решеток. Отличие KITTEN от AQUINAS заключается в том, что в KITTEN обеспечивается извлечение элементов и конструкторов из текстов, а кроме того, имеются процедуры, анализирующие примеры решения задач экспертом и генерирующие по ним продукционные правила. Продукционные правила, порождаемые из примеров и решеток, могут быть загружены в БЗ оболочки NEXPERT, с помощью которой проводится тестирование БЗ.
Завершая обзор прямых методов приобретения знаний, суммируем проблемы, которые этими методами не решаются:
• эти методы не устраняют посредника между системой и экспертом;
• автономное использование описанных методов не решает таких проблем инженерии знаний, как устранение «пробелов» в знаниях, выявление «глубинных», невербальных знаний; сохраняется большая «время-емкость» и субъективность интервью;
• фаза приобретения знаний идеологически и теоретически не связывается со следующими фазами инженерии знаний.