Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3.4.4. Объектно-структурный подход (ОСП)Можно предложить в качестве базисной парадигмы методологии структурного анализа знаний и формирования поля знаний Основные постулаты этой парадигмы заимствованы из ООП и расширены. 1. Системность (взаимосвязь между понятиями). 2. Абстрагирование (выявление существенных характеристик понятия, которые отличают его от других). 3. Иерархия (ранжирование на упорядоченные системы абстракций). 4. Типизация (выделение классов понятий с частичным наследованием свойств в подклассах). 5. Модульность (разбиение задачи на подзадачи или «возможные миры»). 6. Наглядность и простота нотации. Использование пятого постулата ОСП в инженерии знаний позволяет строить глобальные БЗ с возможностью выделить локальные задачи с помощью горизонтальных и вертикальных сечений на отдельные модули пространства-описания предметной области. Шестой постулат внесен в список последним, но не по значимости. В инженерии знаний формирование ОСП позволяет наглядно и компактно отобразить объекты и отношения предметной области на основе использования шести постулатов. Объектно-структурный подход подразумевает интегрированное использование сформулированных выше постулатов от первой до последней стадий разработки БЗ интеллектуальных и обучающих систем. На основе ОСП предлагается алгоритм объектно-структурного анализа (ОСА) предметной области, позволяющего оптимизировать и упорядочить достаточно размытые процедуры структурирования знаний. Стратификация знанийОсновы ОСА были предложены автором еще в работах [Гаврилова, 1989; Гаврилова, Красовская, 1990] и успешно применялись при разработке ЭС МИКРО-ЛЮШЕР [Гаврилова, Тишкин, Золотарев, 1989] и АВЭКС [Гаврилова, Минкова, Карапетян, 1992]. ОСА подразумевает дезагрегацию ПО, как правило, на восемь страт или слоев (табл. 3.1 и 3.2). Таблица 3.1. (см. скан) Стратификация знаний предметной области Объектно-структурный анализ подразумевает разработку и использование матрицы ОСА (см. табл. 3.2), которая позволяет всю собранную информацию дезагрегировать последовательно по слоям-стратам (вертикальный анализ), а затем по уровням — от уровня проблемы до уровня подзадачи (горизонтальный анализ). Или наоборот — сначала по уровням, а потом по стратам. Таблица 3.2. (см. скан) Матрица объектно-структурного анализа При необходимости число страт может быть увеличено. В свою очередь знания каждой страты подвергаются дальнейшему ОСА и декомпозируются на составляющие
где
Матрица (1) является матрицей над К. Пусть
где
где Матрица Е является несимметричной, так как часть клеточных элементов Предлагаемый подход предполагает реализацию концепции последовательного генезиса ОСП через ОСА к объектно-структурной разработке (ОСР). Алгоритм ОСААлгоритм ОСА (объектно-структурного анализа) предназначен для детального практического структурирования знаний ПО. В основе ОСА заложен алгоритм заполнения ОСА-матрицы • А_I. Глобальный (вертикальный) анализ, включающий разбиение ПО на методологические страты (чтео-знания, как-знания и т. д.) на уровне всей ПО. В результате заполняется первый столбец матрицы (2). • А_II. Анализ страт (горизонтальный), включающий построение многоуровневых структур по отдельным стратам. Число уровней Первый уровень соответствует уровню всей ПО (уровень области). Второй — уровню проблемы, выделенной для решения. Третий — уровню конкретной решаемой задачи. Дальнейшие уровни соответствуют подзадачам, если имеет смысл их выделять. При этом возможно как последовательное применение восходящей (bottom-up) и нисходящей концепций (toprdown), так и их одновременное применение. Глобальный анализТехнология глобального анализа сводится к разбиению пространства основной задачи структурирования ПО на подзадачи, соответствующие особенностям ПО. Для разработки интеллектуальных систем существует минимальный набор • • • Формирование остальных страт позволяет существенно оптимизировать процесс разработки и избежать многих традиционных ошибок проектирования. Страты Алгоритм • А_1_1. Собрать все материалы по идентификации задачи и по результатам извлечения знаний. • А_1_2. Выбрать набор страт • А_1_3. Отобрать всю информацию по первой выбранной страте • А_1_4. Повторить шаг Если часть информации останется неиспользованной, увеличить число страт и повторить для новых страт шаг Анализ страт Последовательность шагов горизонтального анализа зависит от номера страты, но фактически сводится к реализации дуальной концепции структурирования для решения конкретной подзадачи. Ниже предлагается алгоритм ОСА для одной из обязательных страт • А_2_3_1. Из группы информации, соответствующей ЧТО-страте, выбрать все значимые понятия и сформулировать соответствующие концепты. • А_2_3_2. Выявить имеющиеся иерархии и зафиксировать их графически в виде структуры. • А_2_3_3. Детализировать концепты, пользуясь нисходящей концепцией (top-down). • А_2_3_4. Образовать метапонятия по концепции bottom-up). • А_2_3_5. Исключить повторы, избыточность и синонимию. • А_2_3_6. Обсудить понятия, не вошедшие в структуру • А_2_3_7. Полученный граф или набор графов разделить на уровни и обозначить — согласно матрице ОСА (1). Аналогичные алгоритмы разработаны для всех страт и апробированы при разработке экспертных систем ПРОГОР и АВЭКС.
|
1 |
Оглавление
|