Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
7.3.3. Вывод портретов и генерация их текстовых представленийДля удобства работы психолога-эксперта результаты профилирования выдаются в специальное окно в виде графика, на оси абсцисс которого указаны факторы, а на оси ординат — «сырые баллы», набранные испытуемым по каждому из факторов. Существует в системе и возможность табличной визуализации числового профиля. Несколько иначе визуализируется результат построения качественного профиля испытуемого. Здесь психологу-эксперту выдается 16 семантических шкал (по числу факторов), на каждой из которых отмечается числовое значение соответствующего фактора. Процедуры обработки данных анкетирования в рамках предыдущих опций базируются на знаниях. Но знания эти доведены до алгоритмов, реализация которых в виде продукционной системы нецелесообразна. Поэтому в ЭС «Cattell» все такие процедуры реализуются на языке C++, а затем подключаются в нужных точках. Вместе с тем сами технологические знания представлены эксплицитно совокупностью следующих фреймов прототипов и экземпляров: (см. скан) Запускаются процедуры получения числового и семантического профилей испытуемого как демоны при выборе соответствующих опций в меню ЭС «Cattell». В опции «портретирование» осуществляется психологическая интерпретация полученньйс на предыдущих этапах профилей испытуемого с целью построения его словесного личностного портрета. Здесь уровень алгоритмизации знаний пси-холога-эксперта существенно иной. Разные школы психологов несколько по-разному оценивают роль и вес разных факторов, приписывают им различные текстовые отображения. Поэтому реализация вывода словесного портрета испытуемого в ЭС «Cattell» базируется на продукционно-фреймовом формализме. Собственно вербализация портрета — нисходящая (от цели), а подготовка его структурированного невербализованного описания — восходящая (от данных). Наиболее сложным и интересным является этап вывода невербализованного портрета, реализованный в виде продукционной системы, предложенной в работе [Гаврилова и др., 1992]. Правила этой системы служат для выявления и устранения противоречий двух типов. Первый связан, в конечном счете, с анализом ответов на определенные вопросы анкеты и позволяет фиксировать ситуации, когда построение сколько-нибудь достоверного личностного портрета на основании имеющихся данных нецелесообразно. Возникновение таких ситуаций обычно связывается либо с невнимательным заполнением анкеты испытуемым, либо с попыткой преднамеренного искажения результатов тестирования за счет противоречивых ответов на дублирующиеся по семантике вопросы теста. И в том и в другом случае анкета помечается как «плохая» и из дальнейшей обработки исключается. Второй тип противоречий связан с выявлением и устранением контекстной зависимости и доминирования значений разных факторов, что позволяет получить более «гладкий» личностный портрет. Но и в том и в другом случае исходными данными для работы продукционной системы являются числовой и семантический профили испытуемого, прототипы которых (n_prfl и s_prfl) приведены выше. Примеры словесных формулировок правил разрешения противоречий выглядят следующим образом: (см. скан) На уровне ЯПЗ PILOT/2, обсуждавшегося выше, описание этих правил трансформируется во фрагмент продукционной программы вида: (см. скан) Учитывая то, что генерация текстовых представлений портретов осуществляется в ЭС «Cattell» на уровне целых предложений и групп предложений, здесь используется простая продукционная система со следующими правилами:
(кликните для просмотра скана)
Результатом работы этой продукционной программы является фрейм-экземпляр прототипа verb, слоты order и
|
1 |
Оглавление
|