Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1.5. Алгоритмы анализа образовРасполагая осмысленным критерием качества, можно сопоставлять операторы изображения и в идеальном случае выбирать оптимальный оператор. Однако и при таких условиях решение может быть неполным: это зависит от того, можно ли осуществить соответствующий анализ образов с помощью алгоритма, поддающегося реализации посредством имеющихся вычислительных ресурсов. Последнее означает, что такой алгоритм не должен требовать нереальных затрат машинного времени и памяти. В настоящем разделе мы обсудим эту проблему неформально с помощью нескольких примеров, которыми займемся более тщательно в следующих главах и томе 3. При изучении изображений-сигналов мы рассмотрим вариант анализа образов, когда поиск решения связан с определением собственных значений симметрической матрицы М размера
Если В данном случае мы, к счастью, располагали математической теорией, позволяющей усовершенствовать алгоритм. В иных случаях также можно достичь вычислительной эффективности, если отказаться от простодушного построения алгоритма, исходя из математического описания решения. Для некоторых вычислительных методов хорошо известно, каким образом можно добиваться Подобного усовершенствования; это относится, например, к вычислительным методам в линейной алгебре. Если вычислительная задача относится к нестандартному типу, там придется отыскивать соответствующие частные алгоритмы, рассмотрим в качестве примера оператор изображения, заменяющий конечные точечные множества их выпуклой оболочкой (мы встретимся с таким случаем в гл. 5). Пусть координаты точек заданы как В соответствующем цикле алгоритма определяется точка
выбирается значение
Рис. 1.5.1.
Рис. 1.5.2. Если Чтобы избежать этого, можно, например, для начала получить грубое представление о том, какие точки действительно являются «внутренними» и не входят в выпуклую оболочку. Эта идея возвращает нас к одному замечанию Р. Хемминга. Строится описанный квадрат со сторонами, параллельными осям координат, как на рис. 1.5.2, и выпуклая оболочка рассматриваемых точек заключена в границах квадрата. Эта оболочка будет четырехугольником, если на каждой стороне квадрата лежит по одной точке, в противном случае — многоугольником с большим числом сторон. Исключим из рассмотрения все точки, лежащие внутри многоугольника, и применим «прямолинейный» алгоритм к остальным точкам. Если множество точек достаточно компактно, то эта процедура принесет существенную экономию. Более подробное изучение этой алгоритмической задачи будет предпринято в гл. 6, где мы убедимся в том, что можно сделать много больше описанного здесь. Очень часто определение оператора изображения будет связано с задачей отыскания максимума или минимума для При больших размерностях мы сталкиваемся с обычными трудностями, возникающими при использовании методов спуска, эвристического поиска и т. п. Затруднения могут быть связаны с определением абсолютного, а не локального экстремума, сходимость может оказаться слабой и могут понадобиться значительные затраты вычислительных ресурсов. Следовательно, мы будем стараться избегать применения общих методов оптимизации. Одна из целей нашей теории образов заключается в структуризации задачи с помощью специфических алгебр изображений в максимально возможной степени с тем, чтобы уменьшить объем вычислений до осуществимых пределов, используя специальные структуры для получения преимуществ при вычислениях. В настоящее время работа в области распознавания образов в значительной степени связана со стремлением получить более общие результаты в том, что касается алгоритмов обучения и тому подобного. Наш подход ориентирован на получение теоретических результатов применительно к специфическим видам образов. В то же время получаемые в результате алгоритмы должны быть эмпирически устойчивыми: ошибки наблюдения и другие ограничения, налагаемые на информацию и известные специалисту, выполняющему анализ данных, обязательно следует учитывать. Мы сделали это, включив в нашу теорию роль для деформаций. Материал в гл. 2—7 организован в соответствии с типом рассматриваемой структуры образа Мы будем пользоваться идеями, изложенными в томе 1, основывая анализ образов в каждом конкретном случае на определенной алгебре изображений и опираясь либо на структуры, введенные в томе 1, либо вводя новые. Определив цепь синтеза образа во всей ее полноте, мы изучим задачи, относящиеся к восстановлению, аппроксимации и другим операциям над изображениями, с позиций, изложенных в предыдущих разделах. Начав с рассмотрения нескольких случаев, математическое содержание которых элементарно, мы перейдем к задачам, бросающим значительно более серьезный вызов. При этом неизбежно столкнемся с большими математическими трудностями, чем встречались нам в томе 1, где упор делался на концептуальный анализ. Математический анализ часто будет сопровождаться обсуждением алгоритмических проблем и вычислениями, как уже отмечалось в разд. 1.5. Вычислительные процедуры будут использоваться также и в другом качестве —не для получения результатов, а как средство, позволяющее нам глубже постичь задачу: они помогут нашей интуиции, позволят нам выдвигать гипотезы или прольют свет на уже полученные результаты. Это будет достигнуто, если мы будем использовать вычислительные методы, так как описано в других наших публикациях (см., например, работы автора (1973)). Здесь речь не идет о вычислениях ради получения результатов, скорее мы имеем в виду экспериментальную математику. С помощью интерактивных вычислительных систем планируются и реализуются эксперименты, позволяющие при помощи обучения на индуктивной основе устанавливать принцип действия операторов изображения применительно к различным конкретным ситуациям. Для того чтобы делать это эффективно с точки зрения удобства для исследователя, а не затрат времени центрального процессора, необходимо располагать подходящими программными средствами. Большая часть программ была составлена на языке АПЛ, который, судя по всему, приводил к лучшим алгоритмам в том отношении, что алгоритмические трудности обнаруживались в явном виде, они не были затемнены несущественными деталями. Проведение математического эксперимента на вычислительной машине требует, чтобы вычисления и анализ осуществлялись параллельно и быстро, причем таким способом, который может быть легко освоен исследователями. Очень важным подспорьем является доступ к устройствам вывода графической информации, непосредственно подключенным к ЭВМ: графопостроителям и дисплеям с телеэкраном. Не обязательно, чтобы это были устройства самых современных типов, и от них редко требуется высокая точность. В крайнем случае можно обратиться к автономным графопостроителям, таким, как CALCOMP, но это, конечно, замедлит выполнение экспериментов.
|
1 |
Оглавление
|