Главная > Трехмерная компьютерная графика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3.5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНЫХ И ПРЕЛОМЛЯЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Трассирование лучей является единственным пригодным инструментом изображения зеркальных и преломляющих поверхностей, что связано с высокой степенью адекватности модели реальным оптическим процессам. В оптике луч  (рис.3.5.1), исходящий из источника света и падающий на некоторую поверхность 1, расщепляется на преломленный 1п, отраженный 1з и множество диффузных 1д. Каждый из этих дочерних лучей при встрече с очередной поверхностью вновь дробится на новые вторичные лучи, например, преломленный луч 1п дробится на 2з, 2п и серию лучей 2д. В рецептор наблюдательной системы попадает лишь малая часть циркулирующих в сцене лучей, которые также являются преломленными, отраженными и диффузно рассеянными от участка поверхности, видимого рецептором.

108.jpg

Рис. 3.5.1. Расщепление луча, излучаемого источником света

Метод трассирования лучей повторяет природу, но в обратном направлении распространения света – от рецептора к объекту, что вполне корректно из-за известного принципа обратимости хода светового луча [8]. Для изображения поверхностей, обладающих одновременно диффузными, зеркальными и преломляющими свойствами, в модели отслеживаются пути светового луча по направлению рецептор – центр проекции – ближайшая поверхность, вторичные лучи – очередная ближайшая поверхность – очередные вторичные лучи и т.д. К сожалению, диффузное отражение приводит к появлению бесконечного числа лучей [8], оттрассировать которые невозможно. Поэтому диффузное отражение не учитывают вовсе или учитывают только для первой к рецептору поверхности. В последнем случае освещенность рассеянного света вычисляют по закону Ламберта. Вторичные лучи, состоящие из зеркальных и преломленных, вновь пересекаются с ближайшими к нам поверхностями, и каждый вновь расщепляется на два (рис.3.5.2). Таким образом, путь луча представляется ветвящимся деревом, "загущенность кроны" которого пропорциональна числу объектов в сцене. Каждый отщепившийся луч ни в природе, ни в модели не отслеживается бесконечно долго: дальнейшее ветвление трассы луча прекращается, когда луч выходит за пределы сцены, или встречается с непрозрачным диффузно рассеивающим телом, или попадает в источник света либо когда интенсивность луча падает ниже порога чувствительности или, наконец, когда число пересечений луча становится слишком большим как для памяти машины, так и для счета.

109.jpg

Рис. 3.5.2. Расщепление луча по пути от рецептора к источнику света

Многократно зеркально отражающиеся и преломляющиеся лучи на каждом очередном шаге ветвления процесса требуют определения своего пространственного положения. Ниже приводятся правила определения направления преломленного луча и угла зеркальности.

Определение вектора преломленного луча. Для определения трассы луча после прохождения границы двух сред с разными показателями преломления  и  (рис.3.5.3) необходимо определить вектор  по известному единичному вектору внешней нормали  и направлению единичного вектора  на источник падающего луча. В соответствии с рис.3.5.3 [77] можно показать, что , . Так как ,  (закон синусов [8]), , то можно окончательно получить

,                     (3.5.1)

где .

110.jpg

Рис. 3.5.3. Преломление луча на границе двух оптически разнородных сред

В скалярной форме для компонент вектора  справедливы следующие соотношения: ; ; , где

 ;

 . Последние выражения получены путем подстановки в (3.5.1) следующих компонент, слагающих основную формулу:

,

тогда

, .

Окончательно получаем, вводя обозначение:

тогда

; ; .

Вычисление вектора и угла зеркальности. Углом зеркальности  будем называть угол между текущим лучом визирования и направлением распространения зеркально отраженного луча. Угол зеркальности показывает, на сколько в угловой мере отклонен светочувствительный приемник от положения зеркального луча наибольшей мощности. Световая энергия убывает с увеличением  по закону, близкому к зависимости  .

В машинной графике определение освещенности рецепторов от зеркально отражающих поверхностей производится посредством вычисления значения . Существует несколько способов такого расчета [77,63]. Приведем один из вычислительно простых. Обозначим:  – центр рецептора в объектной СК;  – точка, видимая из этого рецептора на поверхности;  – внешняя нормаль к поверхности в видимой точке;  – положение источника света. Введем векторы: , . На рис. 3.5.4 показаны данные векторы в плоскости, проходящей через падающий луч  и нормаль . Из законов геометрической оптики известно, что отраженный луч  также лежит в этой плоскости и может быть вычислен по правилу [61]: . Раскрывая векторную форму, можно получить

где .

111.jpg

Рис. 3.5.4. Положение векторов при зеркальном отражении

Угол  между зеркально отраженным лучом  и направлением на текущий рецептор  определяется по формуле  или в скалярной форме

где .

В программе BETTA (см. приложение) приведены реализация алгоритма вычисления косинуса зеркального угла по известным направлениям: нормали, на источник и на приемник света.

 

1
Оглавление
email@scask.ru