Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 23. Запись и воспроизведение звука
Мы
привыкли к тому, что в телефонной трубке, проигрывателе, магнитофоне,
громкоговорителе звучит человеческий голос и играет музыка, т. е. к тому, что
металлическая пластинка(мембрана) заменяет сложный голосовой аппарат человека и
даже целый хор или оркестр. Но по сути дела мы имеем здесь акустическую
имитацию. Как же она достигается?
Рис. 41. Звуковая борозда, вычерчиваемая
иглой фонографа
Современный
проигрыватель появился в результате усовершенствования фонографа
(«звукозаписывателя»), созданного более ста лет назад американским
изобретателем Томасом Алва Эдисоном (1847—1931). Устройство фонографа было
чрезвычайно простым. Колебания воздуха, вызываемые источником звука, заставляли
колебаться мембрану и прикрепленную к ней иглу. Игла при этом чертила на покрытом
воском вращающемся цилиндре борозду переменной глубины. На рис. 41 показан
сильно увеличенный разрез через иглу и борозду. Профиль дна этой борозды в
сущности есть развертка или осциллограмма колебаний конца иглы. Поставив иглу
на исходную точку борозды и вновь вращая покрытый воском цилиндр, мы получим
следующее. Неровное дно борозды вызовет те же колебания иглы и мембраны,
которые они совершали при записи звука (в фонографе при записи и
воспроизведении звука использовалась одна и та же мембрана). От мембраны
колебания передадутся воздуху, и мы услышим воспроизведенные звуки.
В
дальнейшем запись звука в виде борозды переменной глубины была заменена
поперечной записью, т. е. в виде борозды с поперечными извилинами. На
современных пластинках звуковая борозда (дорожка) имеет форму спирали, по
которой при вращении пластинки движется игла, обычно от края пластинки к ее
центру. Извилины этой дорожки легко рассмотреть в сильное увеличительное стекло
(рис. 42).
Рис. 42. Звуковая дорожка на современной
пластинке
Не
останавливаясь на технических усовершенствованиях (подборе материала для
пластинок, технологии их изготовления, способах записывания звука и т. п.),
обратим внимание на основную задачу всякого воспроизведения звука.
При
записи и воспроизведении звука мы имеем ряд превращений колебаний воздуха в
иные колебания и затем ряд обратных превращений. Запись на пластинку состоит в
превращении колебаний воздуха в колебания мембраны и иглы, а игла создает
извилины на пластинке. Запись звука на киноленту или на намагничивающуюся ленту
(магнитофон) содержит еще больше превращении.
Задача
заключается в том, чтобы при всех этих превращениях как можно меньше исказить
спектр хранить тембр первичного звука. Сильные искажения спектра колебаний
изменяют звучание музыкальных инструментов и голоса (делают их «не похожими на
самих себя»), могут сделать речь неразборчивой, и т. п.
Для
звукового восприятия само по себе неважно, что именно заставляет воздух
колебаться — мембрана или, например, несколько десятков инструментов большого
оркестра. Важно только то, чтобы в обоих случаях до нашего уха доходили
колебания с одним и тем же спектром.