§ 51. Резонанс при наличии многих собственных частот
Мы знаем, что резонансные явления — нарастание амплитуды
вынужденных колебаний системы — наступают тогда, когда частота силы совпадает с
собственной частотой системы. Как будет обстоять дело в том случае, если у
системы не одна собственная частота, а целый набор их?
Присмотримся внимательнее к вынужденным колебаниям
шнура, нижний конец которого привязан к кривошипному механизму (рис. 96).
Частоту колебаний этого механизма можно плавно менять с помощью ползункового
реостата, включенного в цепь электродвигателя, который двигает кривошипный
механизм. Меняя таким образом частоту силы, мы убеждаемся, что наиболее
отчетливые узлы и наиболее раздутые пучности получаются па шпуре именно тогда,
когда на нем укладывается целое число пучностей, т. е. когда частота силы
совпадает с какой-либо из собственных частот шнура.
Итак, если собственных частот не одна, а много, то
резонансные явления под действием гармонической силы получаются при совпадении
частоты силы с любой из собственных частот системы. К каждой из этих собственных
частот применимо все, что было сказано раньше по отношению к случаю одной единственной
собственной частоты (§ 13).
Такие же резонансные явления, конечно, можно получить,
не только меняя частоту силы, но и меняя собственные частоты системы так, чтобы
они по очереди совпадали с частотой силы, оставляемой неизменной. Возьмем
высокий цилиндрический сосуд (высоты около
) и заставим звучать над его
отверстием камертон (рис. 108). Для опыта следует взять камертон с достаточно высокой
частотой, чтобы длина волны в воздухе была не слишком велика, например
. Желательно
также обеспечить незатухающие колебания камертона, например с помощью
прерывателя (рис. 56).
Рис. 108. Резонанс столба воздуха на звук
камерона
Наливая в сосуд воду, мы услышим, что звук камертона при
определенных уровнях воды значительно усиливается. Это как раз те уровни, при
которых длина остающегося в сосуде воздушного столба равна нечетному числу
четвертей длины волны (рис. 105). С частотой камертона последовательно
совпадают второй обертон воздушного столба (когда его длина составляет
), первый обертон
(при длине столба
) и основная частота (при длине
столба
).
Усиление звука при резонансе получается потому, что
сильные колебания воздуха на площади отверстия сосуда создают гораздо более
сильную звуковую волну в окружающем воздухе, чем колеблющиеся ножки самого
камертона (причину этого мы рассмотрим в следующем параграфе).
Именно поэтому, когда хотят усилить звук камертона, его
укрепляют на резонансном ящике, о котором мы уже упоминали выше (см. § 22, рис.
40). При звучании камертона его стержень колеблется вдоль собственного
направления. Будучи укреплен на верхней стенке ящика, он заставляет эту стенку
прогибаться вверх и вниз, вследствие чего воздух то выталкивается из ящика, то
втягивается в него. Таким образом, возникают колебания воздушного столба в
ящике. Длина последнего берется равной как раз четверти длины волны,
создаваемой камертоном в воздухе. Следовательно, основная частота столба
воздуха в ящике, открытом с одной стороны, наст роена в резонанс на частоту
камертона; в ящике получается сильное колебание, изображенное на рис. 105, а, и
из его отверстия излучается гораздо более сильный звук, чем дает сам камертон.
Действие резонаторов Гельмгольца, о которых мы упоминали
в § 24, тоже основано на резонансе колебаний воздуха, который заключен в
полости резонатора. Из всех частот, имеющихся в звуковой волне, падающей на
широкое отверстие резонатора (рис. 43), последний сильнее всего откликается на
частоты, равные собственным частотам колебаний воздуха в нем. Особенно сильно
такая открытая полость резонирует на частоту, равную основной частоте колебаний
воздуха в ней; частоты обертонов лежат значительно выше основной.