§ 30. Незатухающие колебания. Автоколебательные системы
Свободные
колебания всегда затухают из-за потерь энергии (трение, сопротивление среды,
сопротивление проводников электрического тока и т. п.). Между тем и в технике и
в физических опытах крайне нужны незатухающие колебания, периодичность которых
сохраняется все время, пока система вообще колеблется. Как получают такие
колебания? Мы знаем, что вынужденные колебания, при которых потери энергии
восполняются работой периодической внешней силы, являются незатухающими. Но
откуда взять внешнюю периодическую силу? Ведь она в свою очередь требует
источника каких-то незатухающих колебаний.
Незатухающие
колебания создаются такими устройствами, которые сами могут поддерживать свои
колебания за счет некоторого постоянного источника энергии. Такие устройства
называются автоколебательными системами.
На рис.
55 изображен пример электромеханического устройства такого рода. Груз висит на
пружине, нижний конец которой погружается при колебаниях этого пружинного
маятника в чашечку со ртутью. Один полюс батареи присоединен к пружине наверху,
а другой — к чашечке со ртутью. При опускании груза электрическая цепь замыкается
и по пружине проходит ток. Витки пружины благодаря магнитному полю тока
начинают при этом притягиваться друг к другу, пружина сжимается, и груз
получает толчок кверху. Тогда контакт разрывается, витки перестают стягиваться,
груз опять опускается вниз, и весь процесс повторяется снова.
Таким
образом, колебание пружинного маятника, которое само по себе затухало бы,
поддерживается периодическими толчками, обусловленными самим колебанием маятника.
При каждом толчке батарея отдает порцию энергии, часть которой идет на подъем
груза. Система сама управляет действующей на нее силой и регулирует поступление
энергии из источника — батареи. Колебания не затухают именно потому, что за
каждый период от батареи отбирается как раз столько энергии, сколько
расходуется за то же время на трение и другие потери. Что же касается периода
этих незатухающих колебаний, то он практически совпадает с периодом собственных
колебаний груза на пружине, т. е. определяется жесткостью пружины и массой
груза.
Рис. 55. Автоколебания груза на пружине
Подобным
же образом возникают незатухающие колебания молоточка в электрическом звонке, с
той лишь разницей, что в нем периодические толчки создаются отдельным
электромагнитом, притягивающим якорек, укрепленный на молоточке. Аналогичным
путем можно получить автоколебания со звуковыми частотами, например возбудить
незатухающие колебания камертона (рис. 56). Когда ножки камертона расходятся,
замыкается контакт 1; через обмотку электромагнита 2 проходит ток, и
электромагнит стягивает ножки камертона. Контакт при этом размыкается, и далее
следует повторение всего цикла.
Рис. 56. Автоколебания камертона
Чрезвычайно
существенна для возникновения колебаний разность фаз между колебанием и силой,
которую оно регулирует. Перенесем контакт 1 с внешней стороны ножки камертона
на внутреннюю. Замыкание происходит теперь не при расхождении, а при сближении
ножек, т. е. момент включения электромагнита передвинут на полпериода по
сравнению с предыдущим опытом. Легко видеть, что в этом случае камертон будет
все время сжат непрерывно включенным электромагнитом, т. е. колебания вообще не
возникнут.
Электромеханические
автоколебательные системы применяются в технике очень широко, но не менее распространенными
и важными являются и чисто механические автоколебательные устройства.
Достаточно указать на любой часовой механизм. Незатухающие колебания маятника
или балансира часов поддерживаются за счет потенциальной энергии поднятой гири
или за счет упругой энергии заведенной пружины.
Рисунок
57 иллюстрирует принцип действия маятниковых часов Галилея — Гюйгенса (§ 11).
На этом рисунке изображен так называемый анкерный ход. Колесо с косыми зубьями
1 (ходовое колесо) жестко скреплено с зубчатым барабаном, через который
перекинута цепь с гирей 2. К маятнику 3 приделана перекладина 4 (анкер), на
концах которой укреплены палетты 5 — пластинки, изогнутые по окружности с
центром на оси маятника 6. Анкер не позволяет ходовому колесу свободно
вращаться, а дает ему возможность провернуться только на один зуб за каждые
полпериода маятника. Но и ходовое колесо действует при этом на маятник, а
именно, пока зуб ходового колеса соприкасается с изогнутой поверхностью левой
или правой палетты, маятник не получает толчка и только слегка тормозится из-за
трения. Но в те моменты, когда зуб ходового колеса «чиркает» по торцу палетты,
маятник получает толчок в направлении своего движения. Таким образом, маятник
совершает незатухающие колебания, потому что он сам в определенных своих
положениях дает возможность ходовому колесу подтолкнуть себя в нужном
направлении. Эти толчки и восполняют расход энергии на трение. Период колебаний
и в этом случае почти совпадает с периодом собственных колебаний маятника, т.
е. зависит от его длины.
Рис. 57. Схема часового механизма
Автоколебаниями
являются также колебания струны под действием смычка (в отличие от свободных
колебаний струны у рояля, арфы, гитары и других несмычковых струнных
инструментов, возбуждаемых однократным толчком или рывком); автоколебаниями
являются звучание духовых музыкальных инструментов, движение поршня паровой
машины и многие другие периодические процессы.
Характерная
черта автоколебаний состоит в том, что их амплитуда определяется свойствами
самой системы, а не начальным отклонением или толчком, как у свободных колебаний.
Если, например, маятник часов отклонить слишком сильно, то потери на трение
будут больше, чем поступление энергии от заводного механизма, и амплитуда
будет уменьшаться. Наоборот, если уменьшить амплитуду, то избыток энергии,
сообщаемой маятнику ходовым колесом, заставит амплитуду возрасти. Автоматически
установится именно такая амплитуда, при которой расход и поступление энергии
сбалансированы.