Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Уравнения гидродинамики и вывод из них волнового уравнения. Определение понятия скорости волны. Скорость звука в ъазах по Ньютону и по Лапласу. \»Элементарный вывод\» уравнений двухпроводной электрической линии. Критика этого вывода. Правильная постановка задачи на основе теории Максвелла. Нужно помнить, что это уравнение справедливо лишь приближенно, при условии, что При составлении уравнения (1) был сделан еще ряд упрощений. В частности, предполагалось, что имеется только продольное смещение. В действительности имеется и поперечное движение. Им можно пренебрегать только если стержень не очень тонкий. Можно внести поправки, учитывающие поперечное движение. Энергия стержня при наших предположениях состоит из потенциальной энергии и кинетической энергии Эти выражения могут быть получены путем предельного перехода от дискретной модели. Рассмотрим теперь трехмерную гидродинамическую или акустическую среду и выясним, каковы ее уравнения движения. Гидродинамика исходит из следующего основного положения. Она утверждает, что если выделить некоторую массу (рис. 138), то действуюшие на нее силы могут быть заменены поверхностными силами. Это не само собой очевидная истина. Это утверждение связано с тем, что действие молекулярных сил распространяется лишь на очень небольшие расстояния. Мы будем считать далее, что силы, действующие на каждую малую плошадку, перпендикулярны к плошадке и направлены внутрь выделенной массы, а их величина пропорџиональна величине площадки. Предположение, что силы перпендикулярны к площадке, означает, что мы считаем среду идеальной жидкостью (или газом) в гидродинамическом смысле, т. е. жидкостью (или газом), не сопротивляющейся изменению формы. В твердом теле дело обстоит не так. В нем есть силы, сопротивляющиеся сдвигу. Если в данном месте менять ориентадию площадки, то, как можно показать, величина давления на нее не зависит от ориентаџии площадки. Напишем для рассматриваемой среды уравнение движения Рис. 138. Пусть, кроме поверхностных, имеются также и объемные силы. Тогда где Так как это верно для любого объема, то отсюда следует, что подинтегральная функция равна нулю: Производная и, следовательно, Сколько здесь неизвестных? вид которого зависит от уравнения состояния среды. Третье неизвестное — и. Таким образом, для определенности задачи нужен еще один физический закон. Если в некоторый объем входит определенное количество вешества (например, газа), то это вызывает изменение количества вещества: Отсюда на основании теоремы о дивергенџии следует уравнение сплошности: Мы получили систему уравнений Применим их сначала к плоской задаче: будем считать, что а, поненту, отличную от нуля, — компоненту по Это очень неприятные уравнения, так как они нелинейны. Решить их совсем нелегко. Эти уравнения послужили исходной точкой для работ Римана, в которых исследуется распространение разрывов волн. и, считая, что а из третьего Мы хотим получить два уравнения с двумя неизвестными С точностью до величин второго порядка, подставляя (9) в (7), имеем: В итоге мы получили два уравнения для где Совершенно такое же уравнение получится для Созданное в некотором месте возмущение (например, сгущение) изменяется при распространении. Возмущение не остается подобным тому, которое выпущено при где и получил: Ньютон придал этому результату красивую формулировку. Предположим, что атмосфера однородна и имеет высоту и, следовательно, Скорость звука, говорит Ньютон, равна скорости тела, падающего без сопротивления, с высоты, равной половине высоты атмосферы. Вычисление по формуле Ньютона дает Опыт этому резко противоречит. где В более позднее время стали определять где Для благородных газов получается тот же результат. Перейдем к вопросу о колебаниях в распределенных өлектрических системах. Он столь же важен для нас, как вопрос о колебаниях в упругой сплошной среде. Постараемся установить уравнения для колебаний тока в простом проводе. Через сечение Количество электричества, застрявшее в элементе Пусть или, если мы возьмем пройзводную по времени от обеих частей и подставим (13), Это-первое уравнение. Здесь Мы не рассматривали трения в упругой среде. Соответственно и здесь пренебрежем сопротивлением. Тогда мы получаем из (16): Таково второе уравнение. Этим уравнением часто пользуются для антенн. Если Уравнение (18) аналогично уравнению стержня с переменным модулем упругости 〈Из того, что я сейчас сказал, я ни слова не понимаю, потому что пользовался неправильными терминами. У нас получается уравнение телеграфистов, с которым все работают, которое справедливо и для антенны. Но оправдать то, что мы сделали, я не сумею. Я считаю правильным такой путь: взять какой-нибудь простой случай распространения электромагнитных волн в проводах, который действительно поддается настоящему, хорошему, строгому исследованию, — исследовать его и установить, что там делается. Тогда мы сможем понять, почему оказывается, что для одного простого случая, который практически существенен, можно пользоваться уравнением (19). Әтот путь — довольно длинный, но без него обойтись нельзя. Техники работают с уравнением (18) и получают при этом хорошие результаты, но вы сейчас увидите, что ему пока еще нет никакого оправдания. Пусть поле постоянно, т. е. нет зависимости от Поле не имеет ротации. Оно может быть выражено как градиент некоторого скаляра. Этот скаляр мы называем потенџиалом. Это понятие можно ввести благодаря тому, что Ошибка, связанная с понятием потенциала, часто делается и в случае обычного замкнутого конденсатора. Но там можно обойти указанную здесь трудность. Это связано с тем, что все электрическое поле практически сосредоточено в самом конденсаторе. Можно доказать, что внутри конденсатора все пути приводят практически к одному и тому же значению Что такое емкость элемента длины, что такое индуктивность элемента длины? Эти выражения лишены пока всякого смысла. Что мы имеем в виду, когда говорим об индуктивности катушки? Одно из определений индуктивности А как обстоит дело в случае длинного провода? В каждом элементе — своя сила тока; сила тока меняется от точки к точке. Магнитное поле находится во всем пространстве. Магнитное поле от одного элемента прикладывается к магнитному полю от другого элемента. Но ведь энергия пропорџиональна квадрату магнитного поля. Магнитной энергии от одного элемента вообще не существует, есть только суммарная энергия всего манитного поля, которая не разлагается на слагаемые так, что каждое слагаемое принадлежит одному элементу, другое-другом. Нельзя говорить: вот энергия от этого элемента, вот өнергия от другого. Нельзя говорить: магнитная энергия состоит из слагаемых, пропорџиональных Для распределенной системы нельзя говорить об индуктивности элемента длины. Можно говорить только об индуктивности целого провода, в котором течет определенный ток. Это видно уже из того, что если вы возьмете катушку вдвое большей длины, то индуктивность вовсе не увеличится вдвое; между тем, если бы название „индуктивность на единиду длины\» было оправдано, то должно было бы получиться увеличение вдвое. На самом деле нет ничего подобного. Поэтому понятие „индуктивность элемента длины\» не определено. То же самое и для емкости: выражение „емкость элемента длины“ непонятно. Какая здесь разнида с механикой? Когда мы рассматриваем стержень, мы говорим о массе такого-то куска, и масса куска стержня имела определенный смысл, независимо от того, есть ли другие куски или нет. Macca аддитивна: сумма масс равна массе суммы. Поэтому мы могли установить дифференциальное уравнение для стержня, ограничиваясь рассмотрением одного кусочка. В әлектрических системах өнергия всегда распределена в трехмерном пространстве. В механических системах масса может быть сосредоточена в очень малом пространстве; в электрических системах подобное положение невозможно-существенную роль там иүрает поле во всем пространстве, именно это-самое существенное. Здесь всякая задача трехмерна, здесь такое упрощение, как в механике, абсолютно недопустимо. В рассматриваемой нами электрической системе упрощение, которое мы ввели для контура, для катушки теряет смысл, между тем как для элемента стержня понятие массы не теряет смысла. Можно установить уравнение для стержня независимо от того, какой он — короткий или длинный; для нашей электрической системы такой подход абсолютно недопустим. Я мог бы указать такую аналогию (аналогии вообще не решают вопроса, я хочу только пояснить, в чем тут дело). Представьте себе, что стержень находится в жидкости, масса которой сравнима с массой стержня. Тогда то, что мы писали для өлемента стержня — масса, умноженная на ускорение, равняется силе,- ничего не дает, потому что все зависит от движения жидкости во всем пространстве; сила, действующая на элемент стержня, зависит теперь от того, например, близок к нему конеџ стержня или нет. Если бы в природе стержни всегда находились в каких-нибудь плотных жидкостях, то методы, основанные на рассмотрении отдельного элемента длины, были бы непригодны и для стержней, мы не пришли бы к таким методам, они ничего не давали бы. Принџипиально и для стержня в воздухе возникает обсуждаемый нами вопрос, — нужно учесть массу воздуха. Но здесь это, к счастью, дает настолько малую поправку, что от нее можно отвлечься. Несмотря на это, можно в известном смысле спасти положение. Но для того, чтобы знать, когда можно и целесообразно вводить понятие, о котором только что шла речь, нужно взять какой-нибудь вопрос, который мы сумеем решить до конца. Теперь поставим задачу и не будем бояться, что придется проделать некоторые вычисления. Практически мы все равно будем работать с уравнением (18), потому что оно часто является хорошим первым приближением. Но мы все-таки физики: нам нужно выяснить затруднения, связанные с обсуждаемыми понятиями. Так, как они вводятся обычно, они просто не имеют никакого смысла.> Возьмем случай двух параллельных проводов (лехерову систему, рис. 141) и разберем для әтого случая распространение әлектромагнитных волн с точки зрения уравнений Максвелла. Мы выполним необхо- Рис. 141. димую работу, если решим статическую задачу. Если писать уравнения Максвелла в электростатической или электромагнитной системе единиџ, то период собственных колебаний контура В гауссовой системе он выражается сложнее: Здесь нам невыгодно пользоваться электрической или өлектромагнитной системой. Нам нужно, чтобы в уравнения вошла константа В гауссовой системе уравнения Максвелла таковы: Здесь Вот вся система максвелловских уравнений, но она еще пуста. Ее нужно связать с неэлектромагнитными явлениями, с превращениями энергии. Мы хотим знать силы, знать развиваемое количество тепла. Для этого нужно указать связь между напряженностями полей и энергией. Энергия в объеме Уравнения Максвелла приводят к требованию, чтобы тангенџиальные компоненты были непрерьввы. Для упрощения переходов мы примем, что наши проводники идеальны При Если заряды имеются только на поверхности, плотность тока характеризуется количеством электричества, проходяџим в единицу времени, не через поверхность, а через линию (рис. 142). Мы имеем тогда только поверхностные токи, которые в этом случае вообще не входят в дифференџиальные уравнения. С точки зрения әлектрочных представлений принятие поверхностных токов есть идеализаџия, абстракџия. Әлектрические силовые линии ведут себя в действительности так, как на рис. 143. Их плотность убывает непрерывно. Если мы обращаем в нуль толщину переходного слоя, то мы должны допустить разрывное изменение напряженности поля. Мы должны признать допустимость скачка әлектрического и магнитного полей. Мы приходим к такому условию: Е везде непрерывно, за исключением поверхности проводников, где Совершенно так же нужно поступить с токами. Убывание магнитного поля при переходе в проводник должно происходить скачком. Магнитные линии должны быть направлены тангенџиально к поверхности проводника, причем где Оказывается, что в интересующем нас случае эту систему очень просто решить. Уравнения, относящиеся к
|
1 |
Оглавление
|