Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Для теории колебаний характерно рассмотрение не состояния в данный момент, а процесса в целом. Общие закономерности теории колебаний. Вы знаете маятник, знаете, как он колеблется. Все, что мы слышим, – тоже колебания. Свет также не что иное, как колебания. Электрические колебания вам тоже известны; на них основана вся радиотелеграфия. Движение „туда и обратно“, в частности периодичность, – вот некоторые признаки колебаний. Возьмем конкретный случай, например микрофон. Нас может интересовать, каково натяжение его мембраны в данный момент в данном месте. Или, скажем, частиџа, движущаяся в заданном поле. Здесь можно интересоваться тем, где находится частиџа в такой-то момент времени. Теория колебаний меняет эту постановку вопроса. Для нее не типичен интерес к тому, что происходит в данный момент в данном месте. Она мало этим занимается. Ее интересует главным образом общий характер проџесса, взятого в целом, за большое время. Например, камертон издает звук $l a$. Этот звук не определяется положением (или скоростью) ножек камертона в данный момент. Запишем движение ножки камертона. То, что камертон дает тон $l a$, характеризуется формой всей кривой в џелом (рис. 1), определенными особенностями всей этой кривой. Хотя и говорят: „я слышу $l a$ В прошлом столетии были замечены следующие явления. Џепной мост иногда разрушался от того, что по нему в ногу шли солдаты. Электрические кабели, испытанные на определенное напряжение, скажем на 10000 вольт, пробивались иногда при включении на 5000 вольт. Мост разрушается в том случае, когда шаг солдат попадает в такт с качаниями самого моста: когда мост возвращается в исходное положение, его вновь подталкивают. В электрическом кабеле может происходить нечто похожее, и при этом напряжение постепенно нарастает. Для этих явлений тоже характерно, что они определяются всем течением воздействия во времени. Те стороны проџессов, которые характеризуются их общим видом, формой продесса в целом, имеют громадное значение в теории колебаний. Здесь есть вполне определенные важные закономерности, которые остаются одними и теми же в самых разнообразных областях. Это и дает основание выделить теорию колебаний как таковую. Однако не любой проџесс подпадает под эту теорию. Этотеория проџессов, в той или иной степени повторяющихся, в частности периодических. Было бы бесплодным педантизмом стараться „точно“ определить, какими именно проџессами занимается теория колебаний. Важно не это. Важно выделить руководящие идеи, основные общие закономерности. В теории колебаний эти закономерности очень спеџифичны, очень своеобразны, и их нужно не просто „знать“, а они должны войти в плоть и кровь. Недавно происходила полемика, начатая Флемингом, который отриџал существование „боковых полос“ при модуляџии колебаний. Из этой полемики ясно видно, что колебательные закономерности не были им прочувствованы должным образом ${ }^{1}$. В самое последнее время появилось сенсаџионное известие об „открытии“ Робинсона. Как известно, в радиотехнике нельзя строить передаюшие станџии, работающие на слишком близких волнах, так как они мешают друг другу при приеме. Робинсон говорит, что с помощью его изобретения можно сближать волны как угодно. Если сделать некоторые обоснованные предположения, то разбор его изобретения сводится к одной известной задаче из области теории колебаний ${ }^{2}$. Но если не пользоваться при этом общими законами, то разобраться, в чем дело,-не так просто. Положение здесь примерно такое же, как с изобретениями вечного двигателя. Не так легко иной раз доказать, что в данном частном проекте имеется нарушение закона сохранения энергии, что то или другое предложение perpetuum mobile неосуществимо. Но зная этот общий закон, вы сразу говорите: „этого не может быть“. Следует особо подчеркнуть, что в приведенном примере с „изобретением\” Робинсона речь идет не о законах, спеџифичных для өлектричества, а о законах, общих всем колебательным явлениям. Итак, разниџа между обычной динамикой и теорией колебаний ясна. Обычную динамику интересует в первую очередь то, что происходит в данном месте в данное время, теорию колебанийдвижение в целом. До последнего времени считалось, что колебания – вторичное явление, что первичными являются положение и скорость движущейся частиџы в данный момент. Но в этом представлении наступил переворот. Волновая механика утверждает, что џелостность проџесса есть нечто столь же первичное, как положение частиџы. В волновой механике нельзя говорить отдельно о месте и скорости частиды. То и другое должно быть описано, исходя из более основного понятия – џелостности проџесса: Таким образом; то, что характерно для теории колебаний-рассмотрение целостного проџесса, – лежит в самой постановке проблем микромеханики. Вообще за последние четыре года колебания приобрели основное значение не только в макроскопической физике и технике, но и в законах микрофизики. Содружество математики, физики и техники нигде так ярко не проявлялось, как в создании математического аппарата теории колебаний. Например, вся задача о колебаниях линейных дискретных систем сводится к учению высшей алгебры о квадратичных формах. Часто случалось, что математические вопросы возникали именно в связи с теорией колебаний. Особенно сильно это проявлялось в теории колебаний сплошных систем. Теория дифференпиальных уравнений в частных производных и некоторые вопросы интегральных уравнений имеют чисто физическую основу, связанную с колебаниями. Замечу, что здесь математика в долгу у физики. Зато мы, физики, можем пользоваться тем, что математики продвигали в своих интересах. Отсюда, между прочим, видно, насколько неправильно деление на „абстрактные“ и „прикладные“ науки. Они получают пиџу друг от друга. Хорошей иллюстрацией этого может служить пример рядов Фурье. Перехожу к перечислению основных вопросов, которых мы будем касаться в нашем курсе (я не даю точной программы, а лишь некоторую наметку).
|
1 |
Оглавление
|