Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
17. Модификаций систем массового обслуживанияСистемы массового обслуживания как математические схемы для формального описания функционирования реальных систем крайне дифференцированы. Поэтому случаи, встречающиеся на практике, далеко не исчерпываются рассмотренными выше простейшими одноканальной и многоканальной системами. Виды этих систем столь многочисленны, что нет возможности даже кратко на всех остановиться. Теперь мы рассмотрим важнейшие виды систем массового обслуживания более общего характера, чем описанные выше; приведем соответствующие примеры. Начнем с возможных вариантов дисциплины очереди заявок. В рассмотренных выше одноканальной и многоканальной системах массового обслуживания заявки, поступающие в систему, обслуживаются в порядке поступления. Иногда для некоторых важных в практическом отношении задач такой порядок обслуживания оказывается невыгодным. Нередки случаи, когда заявки, имеющие право Рассмотрим несложную модификацию, позволяющую использовать алгоритм (4.21) для моделирования систем такого типа. В момент освобождения линии Для модификации алгоритма (4.21) нам требуются следующие операторы:
(момент окончания ожидания) для заявок, находящихся в очереди;
Запишем операторную схему этого подалгоритма:
Блок-схема его приведена на рис. 10.
Рис. 10. Порядок работы подалгоритма следующий. Если в очереди имеется количества заявок в очереди Эта модификация моделирующего алгоритма позволяет кроме обычных результатов получить дополнительные характеристики моделируемого процесса, такие, как среднюю длину очереди и среднее время ожидания. Это нетрудно сделать, выводя на печать величину В качестве примера других возможных вариантов дисциплины очереди рассмотрим обслуживание в случайном порядке в соответствии с заданными вероятностями. Пусть время пребывания заявки в системе ограничено как в алгоритме (4.21), а заявки принимаются к обслуживанию в соответствии с вероятностями Приводим необходимые операторы:
Операторную схему подалгаритма можно записать так:
На рис. 11 приводится блох - схема подалгоритма. Рассмотрим кратко его работу.
Рис. 11. Оператор состоянии дождаться момента освобождения канала и, следовательно, все они получили отказ (что было зафиксировано оператором Приведенная блок - схема подалгоритма может быть попользована для моделирования простейшего случая обслуживания с преимуществом, а именно для выбора заявки в соответствии с заданным коэффициентом преимущества. Действительно, если заменить оператор Переходя к рассмотрению дисциплины очереди обслуживающих каналов многоканальной системы массового обслуживания, остановимся на алгоритме, моделирующем выбор канала в соответствии с заданным правилом. Для этого нам потребуются следующие операторы:
Операторная схема подалгоритма имеет вид:
Блок - схема приведена на рис. 12. Подалгорит,м работает следующим образом.
Рис. 12. Для каждой поступившей в момент Рассмотренные здесь варианты дисциплины очереди и порядка обслуживания для одноканальной и многоканальной систем массового обслуживания понадобятся нам в дальнейшем для моделирования реальных систем массового обслуживания. Следующим важным обобщением, требующим специального рассмотрения, являются системы массового обслуживания с ненадежными элементами. Во многих практических задачах системы массового обслуживания рассматриваются как системы с ненадежными элементами. В общем случае это означает, что в некоторый момент времени Надежность канала задается функцией распределения интервала безотказной работы
а Можно интерпретировать сбой и ремонт канала как обслуживание фиктивной заявки с моментом начала обслуживания Рассмотрим принципы моделирования систем с ненадежными элементами на примере одноканальной системы (4.21). -Пусть мы имеем одноканальную систему. Дополним ее описание следующими свойствами: в моменты времени Воспользуемся следующими операторами:
Операторная схема подалгоритма учета надежности
Блок-схема подалгоритма представлена на рис. 13. Подалгоритм работает следующим образом. Оператор стрелке с индексом 1 передается группе операторов, занимающихся обслуживанием заявки; если условие, проверяемое оператором Аналогично могут быть построены моделирующие алгоритмы для более сложных случаев учета надежности каналов системы массового обслуживания (например, зависимость следствий отказа от момента его наступления и Др.). Дальнейшие обобщения обычно связаны с учетом неоднородности заявок. Каждая заявка характеризуется некоторым набором параметров, описывающих ее индивидуальные свойства. Это обстоятельство требует особых методов описания и моделирования потока заявок и процесса функционирования самой системы массового облуживания.
Рис. 13. Пусть принимающими случайные значения. Математической схемой для описания потока неоднородных заявок может служить схема потока случайных векторов. В общем веде эта схема сложна и громоздка с точки зрения реализации на ЭВМ. При решении практических задач стремятся поток моментов поступления заявок представить как поток однородных событий, а случайные параметры описать соответствующими условными (или безусловными, колда параметры и поток моментов независимы) распределениями вероятностей. При этом мы приходим к необходимости формировать на ЭВМ реализации многомерных случайных векторов (см. главу II). Объем вычислений уменьшается, если составляющие случайного вектора независимы (например, поток с ограниченным последействием). Неоднородность заявок оказывает влияние и на процесс «их обслуживания. Наиболее распространены случаи, когда характеристики обслуживания, такие, как время ожидания обслуживания Наконец, на практике встречаются системы, обладающие специальными комплексами управления, которые по заданным параметрам заявки и известньим характеристикам состояний системы обслуживания вырабатывают команды, определяющие порядок обслуживания и значения характеристик обслуживания. Моделирование таких систем на ЭВМ проводится с использованием рассмотренных выше методов, но с дополнениями к моделирующему алгоритму, имитирующими работу комплекса управления. Обычно имитация сводится к воспроизведению на ЭВМ некоторых формально описанных алгоритмов, хотя бы приближенно представляющих работу комплекса управления.
|
1 |
Оглавление
|