Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
5. Моделирование случайных потоков и систем массового обслуживания
Системы массового обслуживания (СМО) отражают процессы функционирования многих современных сложных систем. Теория массового обслуживания получила свое первоначальное развитие благодаря запросам телефонии при изучении процесса загрузки телефонной станции [6, 18, 21].
Примеры СМО: телефонные станции, билетные кассы, системы организации транспорта (грузоперевозки, поток автомобилей через мост) и т. п. Каждая такая система состоит из некоторого количества обслуживающих единиц: «каналов» обслуживания (например, линии связи). Работа любой СМО состоит в обработке (обслуживании) поступающего на нее потока требований или заявок. Заявки поступают одна за другой в случайные моменты времени. Обслуживание поступившей заявки продолжается какое-то время, после чего канал освобождается и может принимать следующую заявку.
Каждая СМО, в зависимости от числа каналов и их производительности, обладает некоторой пропускной способностью, позволяющей ей более или менее успешно справляться с потоком заявок. Под пропускной способностью в узком смысле слова обычно понимают среднее число заявок, которое система может обслужить в единицу времени. Случайный характер потока заявок приводит либо к отказам, либо к образованию очередей. На случайности, связанные с характером потока заявок, накладывается еще случайное время обслуживания отдельных заявок в каналах СМО.
Таким образом, предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, производительностью отдельных каналов, числом каналов и показателями эффективности обслуживания.