6.7. РЕВЕРСИВНЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ
Реверсивными называются преобразователи, позволяющие изменять полярность постоянного напряжения и тока в нагрузке. Реверсивные преобразователи используются, главным образом, в электроприводе для изменения направления вращения двигателей постоянного тока.
Структурная схема реверсивного выпрямителя приведена на рис. 6.18, а. Преобразователь состоит из двух вентильных комплектов
, подключенных к нагрузке встречно-параллельно. Каждый из комплектов может быть построен на основе любой рассмотренной схемы управляемых выпрямителей (см. §
).
Рис. 6.18. Реверсивный преобразователь (а) и диаграммы токов и напряжения в нагрузке и углов управления комплектов при реверсе (б)
При работе
ток в нагрузке протекает в положительном направлении. При работе
полярность тока изменяется на противоположную.
В зависимости от способа управления вентильными комплектами реверсивные преобразователи бывают двух видов:
1. Реверсивные преобразователи с раздельным управлением, при котором управляющие импульсы приходят только на один из комплектов, проводящих ток. Импульсы управления на второй комплект в это время не подаются, и его вентили заперты. Реактор
в схеме может отсутствовать.
2. Реверсивные преобразователи с согласованным управлением, при котором импульсы управления поступают одновременно на вентили обоих вентильных комплектов с определенным согласованным углом управления:
, где
— углы управления
соответственно. В схеме рис. 6.18 имеется реактор
.
Рассмотрим работу реверсивного преобразователя при раздельном управлении, предположив, что нагрузкой вместо R является двигатель постоянного тока М с независимым возбуждением (рис. 6.18, а).
При отпирании
полярность напряжения и направление тока соответствуют указанным на рис. 6.18, а. Для реверсирования тока в момент U (рис.
) снимаем импульсы управления с
При этом ток L спадает до нуля со скоростью, определяемой индуктивностью сглаживающего дросселя
. Спустя время паузы, достаточное для прекращения тока
, При
подаем отпирающие импульсы на
с углом управления
. В силу инерции двигателя с нагрузкой частота вращения
и напряжение на якоре Е за время паузы практически не изменяются. Так как при
работает в инверторном режиме, двигатель переходит в генераторный режим, т. е. выступает в роли источника энергии. Ток
создает в машине тормозной момент, что приводит к быстрому снижению скорости
и ЭДС в цепи якоря Е. Торможение двигателя с возвратом в питающую сеть энергии, запасенной во вращающихся массах, называется рекуперативным. Скорость убывания угла управления
при торможении часто выбирают такой, чтобы инвертирование в условиях снижающегося Е проходило при номинальном токе
.
При
угол управления
, скорость
, т. е. двигатель останавливается. Продолжая уменьшать
, разгоняем двигатель до номинальной скорости в противоположном направлении (момент
). При этом
работает в выпрямительном режиме и полярность выходного напряжения изменяется на обратную.
Для торможения двигателя теперь надо снять импульсы управления с
и, выждав паузу, включить
в инверторном режиме при
. На интервалах
(рис.
)
работает в выпрямительном режиме, на интервале
— в инверторном режиме, а на интервале
работает выпрямителем и т.д.
При раздельном управлении между интервалами работы
необходима бестоковая пауза, в течение которой восстанавливаются запирающие свойства тиристоров. При отсутствии паузы возможно образование короткозамкнутого контура из-за одновременного включения
. Необходимыми элементами систем управления реверсивными преобразователями с раздельным управлением являются датчики тока нагрузки, которые позволяют точно зафиксировать момент спада тока к нулю и исключить возможность короткого замыкания вентилей преобразователя.
При согласованном управлении управляющие импульсы подаются одновременно на
, причем для углов управления комплектов выполняется равенство
180°. Один из комплектов работает в выпрямительном режиме, другой в это же время — в инверторном режиме. Выходные ЭДС комплектов равны, но противоложиы по знаку при учете показанных на рис. 6.18, с стрелок, указывающих принятую за положительную полярность
Поскольку ЭДС
направлены навстречу и равны, постоянный ток в контуре, включающем оба комплекта, отсутствует при любом значении напряжений. Однако мгновенные значения
. отличаются друг от друга за счет разницы углов управления
Разность мгновенных значений напряжений прикладывается к уравнительному реактору
, выполняющему примерно ту же функцию, что и в схемах рис. 6.15, а, 6.16, б.
Допустим, что из-за увеличения момента на валу двигателя он начинает тормозиться, скорость
и ЭДС Е уменьшаются. Тогда
и в цепи якоря увеличивается, ток
Этот ток будет создавать дополнительный вращающий момент, и двигатель ускорится. В результате двигатель будет работать в установившемся режиме, когда его вращающийся момент равен моменту сопротивления на валу. При этом
работает в выпрямительном режиме,
закрыт, поскольку
.
При уменьшении угла управления
возрастет ЭДС
Ем, следовательно, растут ток, вращающий момент двигателя, его скорость и ЭДС Е. При резком увеличении угла
противо-ЭДС якоря Е окажется больше, чем
, и будет препятствовать прохождению тока через тиристоры
, ток
спадет к нулю. Затем в работу вступит
, у которого при соответствующем уменьшении
выходная ЭДС
уменьшилась. При этом комплект
работает инвертором и ток
, протекая через машину в указанном на рис. 6.18, а направлении, создает тормозной момент, скорость снижается и уменьшается значение Е. При согласованном управлении нагрузка оказывается как бы зажатой между двух источников напряжения
, ведущих нагрузку.
Если значение Е увеличивается сверх заданного значения,
(например, при уменьшении момента сопротивления на валу), машина будет отдавать энергию через один из вентильных комплектов (в зависимости от направления вращения), работающий как инвертор, если же Е снижается, то двигатель получает энергию от другого вентильного комплекта, работающего как выпрямитель. Таким образом, в реверсивном преобразователе с согласованным управлением напряжение на нагрузке следует за средним значением внутренней ЭДС вентильных комплектов.
Рассматриваемая схема рис. 6.18, а может работать в циклическом режиме, при котором внутренняя ЭДС преобразователя будет изменяться по синусоидальному закону. В таком случае получаем непосредственный преобразователь частоты (НПЧ). Рассмотрим работу НПЧ с раздельным управлением вентильными комплектами. Внутренняя ЭДС обоих комплектов в соответствии с (6.2)
Для того чтобы выходная ЭДС преобразователя изменялась по синусоидальному закону
, необходимо изменять углы управления вентильных комплектов по закону.
где коэффициент v задает значение выходного напряжения.
На рис. 6.19 показаны кривые выходной ЭДС, выходного тока
НПЧ и изменения углов управления
.
Рис. 6.19. Временные диаграммы токов, напряжений и углов управления в непосредственном преобразователе частоты с раздельным управлением (
Гц)
Из-за индуктивного характера нагрузки ток нагрузки отстает от напряжения
на угол
. Поэтому
работает в выпрямительном режиме ВР от момента вступления его в работу до момента
после чего угол управления
и внутренняя ЭДС
изменяет знак.
начинает работать в инверторном режиме ИР, а энергия, запасенная в реактивных элементах цепи нагрузки, возвращается в питающую сеть. При
ток нагрузки спадает к пулю, вступает в работу
в выпрямительном режиме и ток начинает нарастать, но уже в противоположном направлении. Энергия запасается в реактивных элементах нагрузки. В момент
направление внутренней ЭДС
изменяется
), но ток продолжает течь в прежнем направлении и
работает в инверторном режиме.
На рис. 6.19 видно, что мгновенные значения внутренних ЭДС
имеют пульсации, которые увеличиваются при снижении отношения
. При питании НПЧ от сети промышленной частоты диапазон выходных частот простирается от 0 до 20—25 Гц. Выше этих частот качество выходного напряжения ухудшается, а при
Гц работа НПЧ становится невозможной: при таких частотах вентили должны выключаться несколько раз за период выходной частоты, а при естественной коммутации одиооперациоииых тиристоров это неосуществимо. НПЧ с трехфазным выходом создается на основе трех НПЧ с однофазным выходом (рис. 6.18, а), взаимный сдвиг выходных напряжений обеспечивается системой управления.
НПЧ находят применение в электроприводах на основе асинхронных и синхронных машин, а также для питания ряда мощных электротермических и электротехнологических установок.
Мощность реверсивных преобразователей и НПЧ в настоящее время достигает нескольких десятков мегаватт и выше.