Главная > Основания математики (математическая логика)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА II. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ АРИФМЕТИКА. ФИНИТНЫЙ СПОСОБ РАССУЖДЕНИЙ И ЕГО ГРАНИЦЫ

§ 1. Рассуждения на интуитивном уровне и их применение в элементарной арифметике

1. Понятие цифры; отношение порядка; сложение.

Поставленный в конце предыдущей главы вопрос о том, можно ли построить анализ прямым, не зависящим от аксиоматики методом и таким образом сделать излишним специальное доказательство его непротиворечивости, дает нам повод вспомнить о том, что аксиоматический метод в его уточненном виде отнюдь не является исконным методом математики. В особенности это верно в отношении экзистенциальных умозаключений, совершаемых при условии, что в основу рассмотрения кладется какая-либо фиксированным образом описанная индивидная область.

Геометрия, правда, с самого начала строилась аксиоматически. Однако аксиоматика Евклида представляется нам содержательной и наглядной. В ней не происходит отвлечения от наглядного смысла фигур. Аксиомы сами по себе тоже имеют неэкзистенциальную форму. Евклид не делает предположения о том, что точки и прямые представляют собой фиксированные индивидные области. Поэтому он и формулирует не аксиомы о существовании, а постулаты о построении.

Один из этих постулатов, например, утверждает, что всякие две точки можно соединить прямой; утверждается также, что вокруг любой точки можно описать окружность заданного радиуса.

И все-таки точка зрения этой методики может быть проведена в жизнь лишь тогда, когда постулаты рассматриваются нами как выражение каких-либо известных нам из действительности фактов, либо когда мы считаем их непосредственно очевидными. Возникающий здесь вопрос о границах применимости геометрических аксиом является, как известно, чрезвычайно деликатным и спорным. Существенное преимущество формальной аксиоматики как раз в том и состоит, что она делает построение геометрии не зависящим от решения этого вопроса.

В области анализа мы свободны от такого рода проблематики, связанной с особым характером геометрического знания, и действительно — здесь, в области элементарной арифметики и алгебры, ориентировка на прямые содержательные рассуждения,

осуществляемые без предположений аксиоматического характера, разработана в наиболее чистом виде.

Характерной особенностью этой точки зрения является то, что рассуждения здесь рассматриваются как мысленные эксперименты над предметами, которые предполагаются конкретно заданными. Так, в арифметике речь идет о числах, которые мыслятся как заданные, в алгебре речь идет о заданных буквенных выражениях с заданными числовыми коэффициентами.

Мы хотели бы более подробно рассмотреть этот способ и несколько уточнить наши исходные положения. В арифметике у нас имеются некоторый исходный объект и, кроме того, некоторая операция порождения. И то, и другое мы должны будем зафиксировать некоторым наглядным образом. Конкретный вид фиксации для нас будет несущественным. Необходимо только, чтобы выбор, осуществленный однажды, сохранялся затем на протяжении всей теории. Мы возьмем в качестве исходного объекта цифру 1, а в качестве операции порождения — приписывание 1.

Объекты, которые мы получим, отправляясь от цифры 1, в результате применения упомянутой операции порождения, такие, например, как

представляют собой фигуры следующего вида: они начинаются и оканчиваются цифрой 1; после каждой цифры 1, не являющейся концом данной фигуры, идет следующая за ней 1. Фигуры эти возникают в результате применения порождающей операции и, следовательно, являются результатами некоторых конкретных завершающихся построений; поэтому эти построения могут быть аннулированы путем последовательных применений обратного процесса ликвидации.

Слегка отклоняясь от привычного словоупотребления, мы будем называть эти фигуры цифрами.

Что касается точного внешнего вида цифр, то мы, как обычно, оставим для него известный простор. Небольшие различия в написании, касающиеся формы и размера знака 1, а также расстояния при дописывании очередной цифры, мы принимать в расчет не будем. Мы существенным образом будем использовать лишь то, что как сама цифра 1, так и результат операции приписывания этой цифры представляют собой некоторые интуитивно ясные (наглядные) объекты, которые можно опознавать однозначным образом, и что у каждой цифры мы всегда можем проанализировать те дискретные части, из которых она составлена.

Наряду с цифрами мы введем в рассмотрение еще и другие знаки, знаки «для сообщения», которые следует в принципе отличать от цифр, представляющих собой объекты арифметики.

Знак для сообщения, взятый сам по себе, является фигурой, про которую мы также будем предполагать, что она может быть однозначно опознана, и небольшими различиями в осуществлении которой мы также будем пренебрегать. Но такие знаки не будут являться объектами рассмотрения теории, а будут использоваться нами в качестве вспомогательного средства для кратких и отчетливых формулировок разного рода фактов, утверждений и предположений.

В арифметике мы будем пользоваться следующими знаками сообщений:

1) строчными готическими буквами для обозначения произвольных нефиксированных цифр;

2) обычными числами для сокращенной записи конкретных цифр (например, 3 для обозначения цифры 111 и т. д.);

3) знаками для конкретных процессов построения и для арифметических операций, с помощью которых мы будем, исходя из заданных цифр, получать новые; эти знаки могут применяться как к фиксированным, так и к произвольным цифрам (например, );

4) знаком для сообщения о графическом равенстве двух цифр, знаком для сообщения о их различии, а также знаками для обозначения отношений порядка между цифрами (эти отношения в дальнейшем еще будут определены);

5) скобками в качестве знаков для указания порядка действий, когда он без этого не ясен.

Чтобы лучше понять, каким образом будут употребляться введенные нами знаки и как при этом будут проводиться содержательные рассуждения, мы построим в общих чертах некоторый достаточно большой фрагмент арифметики.

Первое, что мы введем в связи цифрами, будет отношение порядка между ними. Пусть две цифры оказались различными, Попытаемся разобраться, в результате чего это могло случиться. И начинаются цифрой 1. Построение обеих этих цифр будет протекать одинаково до тех пор, пока для одной из них оно не оборвется, в то время как для другой еще будет продолжаться. Когда этот момент наступит, одна из цифр совпадет с частью другой; точнее говоря, построение этой цифры совпадет с начальным отрезком построения другой.

Если цифра а совпадет с частью цифры мы будем говорить, что а меньше (или также, что больше а), будем обозначать это следующим образом:

Из наших рассуждений следует, что для любых двух цифр a и b всегда должно иметь место одно из отношений

С другой стороны, из наглядного смысла этих отношений видно, что одно из них исключает остальные. Рассуждая аналогично, мы непосредственно получаем, что всегда, когда а имеет место и

В тесной связи с отношением порядка цифр находится операция сложения. Если цифра совпадает с частью цифры а, то остаток тоже является некоторой цифрой с. Таким образом, а можно получить, присоединяя с к так, что цифра 1, которой начинается с, будет приписываться вслед за цифрой 1, которой оканчивается тем же самым способом, как если бы продолжалось применение операции порождения. Такой способ объединения цифр мы называем сложен ем и для его обозначения мы применяем знак

Из этого определения сложения мы непосредственно извлекаем, что если то, сравнивая с а, мы сможем найти представление а в виде где с снова является цифрой. С другой стороны, если исходить из произвольных цифр то сложение их снова даст нам некоторую цифру а, так что будет выполняться равенство

н тогда будем иметь

Следовательно, всегда будет выполняться неравенство

Основываясь на введенных определениях, мы теперь можем объяснить смысл числовых равенств и неравенств — таких, как

Неравенство выражает тот факт, что цифра 11 совпадает с частью цифры 111; равенство говорит о том, что в результате присоединения цифры 111 к цифре 11 возникает цифра 11111.

В обоих рассмотренных нами случаях мы имели дело с верными высказываниями; равенство же

представляет собой пример ложного высказывания.

1
Оглавление
email@scask.ru