3. Чисто логический подход к аксиоматике.
Однако такое изложение все еще соответствует уровню содержательной аксиоматики, в рамках которой основные отношения теории рассматриваются как нечто обнаруживаемое в опыте или в наглядных
представлениях (и тем самым содержательно определенное) и являющееся объектом утверждений, делаемых в теоремах нашей теории.
В формальной аксиоматике, напротив, основные отношения не считаются чем-то заранее содержательно определенным. Более того, именно в аксиомах теории они и находят свое неявное определение, так что во всех рассуждениях, проводимых в какой-либо аксиоматической теории, мы можем использовать лишь те сведения, касающиеся основных отношений теории, которые недвусмысленно сформулированы в ее аксиомах.
И если в рамках аксиоматической геометрии для обозначения ее основных отношений мы пользуемся именами, соответствующими геометрии наглядной, — такими, как «лежать на» и «между», — то это является всего лишь уступкой привычке и делается нами для того, чтобы облегчить привязку аксиоматической теории к фактам восприятия. На самом же деле основные отношения в формальной аксиоматике играют роль переменных предикатов.
При этом здесь и в дальнейшем термин предикат мы всегда будем понимать в расширенном смысле, допуская к рассмотрению предикаты с двумя или несколькими субъектами. В зависимости от числа субъектов мы будем говорить об одноместных, двуместны
предикатах.
В рассмотренном нами фрагменте аксиоматической геометрии речь идет о двух переменных трехместных предикатах
Система аксиом накладывает на эти два предиката условие, выражаемое логической формулой
которая получается из
путем замены
посредством
посредством
. В этой формуле наряду с переменными предикатами встречается также содержательно понимаемое нами отношение равенства
То, что мы соглашаемся с его содержательной определенностью, не является прегрешением против точки зрения нашего подхода. Ведь содержательное определение равенства, вовсе и не являющегося отношением в собственном смысле этого слова, не заимствовано намп из специфического круга представлений, касающихся той области знания, которая подлежит аксиоматическому исследованию. Оно относится исключительно к возможности различения индивидов, которая должна всегда предполагаться имеющейся уже в самый момент введения индивидной области.
Таким образом, всякому предложению, имеющему вид
соответствует логическая по своему содержанию констатация того факта, что произвольные предикаты
удовлетворяющие условию
находятся также и в отношении
и что, следовательно, для любых