Главная > Л.И.МАНДЕЛЬШТАМ. ТОМ IV
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Нам нужно коснуться вычислительного приема, широко применяемого в теории колебаний, 一 использования комплексных величин. Здесь необходимо предостеречь от одной распространенной ошибки: часто бывает так, что к этому приему привыкают, а потом забывают, когда можно и когда нельзя им пользоваться.
Напишем известные формулы:
\[
\begin{array}{c}
e^{i k x}=\cos k x+i \sin k x, \\
\cos k x=\frac{1}{2}\left(e^{i k x}+e^{-i k x}\right), \quad \sin k x=\frac{1}{2 i}\left(e^{i k x}-e^{-i k x}\right),
\end{array}
\]

где
\[
i \cdot i=-1 \text {. }
\]

Эти формулы позволяют выразить синусоидальные колебания через комплексные экспоненџиальные функџии. В волновой механике теория строится так, что в нее непосредственно входят комплексные величины. Здесь, в теории колебаний, дело обстоит иначе. Нас интересуют действительные величины. Например, когда мы пишем $e^{i
mid x}$, то нас интересует действительная часть этого выражения, т. е. $\cos k x$; но работать с комплексными величинами удобно, потому что при дифференцировании они себя воспроизводят с точностью до иножителя, между тем как синус и косинус ведут себя сложнее.

Всякую комплексную величину $a+i b$ можно представить в виде $A e^{i \varphi}$, где $A$ и $\varphi$ – действительные величины, причем
\[
A=\sqrt{a_{1}^{2}+b^{2}}, \quad \operatorname{tg} \varphi=\frac{b}{a}
\]
(заметим, что фаза $\varphi$ определена здесь неоднозначно).
При перемножении комплексных величин фазы их просто складываются, и это-второе, очень удобное свойство.
Часто мы имеем дело с величинами вида
\[
\xi=(a+i b) e^{i \omega t} \text {. }
\]

Какова действительная часть этого выражения? Имеем:
\[
(a+i b) e^{i \omega t}=A e^{i(\omega t+\varphi)}=A \cos (\omega t+\varphi)+i A \sin (\omega t+\varphi),
\]

и, следовательно, искомая действительная часть есть
\[
A \cos (\omega t+\varphi) \text {. }
\]

Если колебание задано в виде (1), то произведение 弓ॄ* величины $\xi$ на сопряженную ей величину
\[
\xi^{*}=(a-i b) e^{-i \omega t}
\]

дает квадрат амплитуды действительной части $\xi$ :
\[
b^{*}=(a+i b)(a-i b)=a^{2}+b^{2}=A^{2} \text {. }
\]

Для того, чтобы найти квадрат амплитуды, не нужно переходить от выражения (1) к его действительной части.

Рассмотрим оптическую задачу – диффракџионной решетке (рис. 3), наглядно иллюстрирующую преимущества оперирования комплексными величинами.

Колебания, идущие от соседних щелей решетки, имеют благодаря разности путей разность фаз
\[
\varphi={ }^{2 \pi} d \sin \alpha .
\]

В фокусе линзы происходит сложение $m$ когерентных колебаний ( $m$ – число щелей решетки). Реэультирующее колебание в точке наблюдения есть
\[
\cos \omega t+\cos (\omega t+\varphi)+\cos (\omega t+2 \varphi)+\ldots+\cos [\omega t+(m-1) \varphi] .
\]

Непосредственно сложить эти $m$ членов не так просто. Воспользуемся, однако, комплексным представлением: первый член суммы есть действительная часть от $e^{i \omega t}$, второй – действительная часть от $e^{i(\omega !+\psi)}$ и т. д.

Как известно, действительная часть суммы комплексных величин есть сумма действительных частей слагаемых (но действительная часть произведения не равна произведению действительных частей). Сумму комплексных величин найти очень просто: өто сумма геометрической прогрессии с показателем $e^{i \varphi}$. Она равна
\[
\xi=e^{i \omega t} \frac{e^{i m ?}-1}{e^{i}-1} .
\]

Сумма (3) равна действительной части этого выРис. 3. ражения. Но часто нас интересует только квадрат амплитуды колебания (3), т. е. квадрат амплитуды $A$ действительной части комплексного выражения (4). Согласно (2)
\[
A^{2}=\xi \zeta^{*}=\frac{1-\cos m \varphi}{1-\cos \varphi}=\frac{\sin ^{2} \frac{m \varphi}{2}}{\sin ^{2} \frac{\varphi}{2}} .
\]

Рассмотрим еше одно свойство комплексных величин, которое также играет существенную роль в том, почему они так часто употребляются в теории колебаний.
Пусть дана комплексная фунгџия времени
\[
f(t)+i g(t) \text {. }
\]

Ее производная есть
\[
\dot{f}+i \dot{g},
\]
т. е. действительная часть от производной комплексной функџии по действительному аргументу есть производная от действительной части функџии.
Пусть у нас есть дифференџиальное уравнение
\[
\ddot{y}+k \dot{y}+\omega_{0}^{2} y=\cos \omega t .
\]

Можно найти частное решение этого уравнения, работая с косинусом и синусом, но проще сделать так. Напишем другое дифферендиальное уравнение:
\[
\ddot{y}+k \dot{y}+\omega_{0}^{2} y=e^{i \omega t}
\]

и будем искать решение нового уравнения в комплексной форме:
\[
y=A e^{i \omega t} .
\]

Тогда для $A$ получается простое уравнение
\[
A\left(-\omega^{2}+i \omega k+\omega_{0}^{2}\right) e^{i \omega t}=e^{i \omega t} .
\]

Действительная часть получаемого таким путем выражения (6) будет удовлетворять интересующему нас дифференџильному уравнению (5). Это возможно лишь потому, что при подстановке (6) в дифференџиальное уравнение мы только дифференџировали и складывали.

Все это важно и полезно, но нужно знать, когда так делать нельзя. Пусть, например,
\[
y \dot{y}=\cos \omega t .
\]

Можно ли решать это уравнение, заменив правую часть на $e^{i \omega t}$ ? Нельзя, и эта замена ничего не даст, потому что действительная часть произведения не есть пропзведение действительных частей.

Пусть $y=a \cos \omega t$ есть ток. Количество тепла, выделяющееся в единиџу времени в сопротивлении $R$, равно
\[
R y^{2}=R a^{2} \cos ^{2} \omega t .
\]

Мы не получим правильного значения этого выражения, если напишем $y=a e^{i \omega t}$, возведем в квадрат и возьмем действительную часть: действительная часть квадрата не есть квадрат действительной части.

Итак, комплексные величины представляют большое удобство, но, пользуясь ими, нужно остерегаться нелинейных операџий.

Перейдем теперь к рассмотрению функџий периодических, но не гармонических, – рядам Фурье. Вся теория этих рядов возникла из физики – из вопроса о колебаниях струны. Недаром известный математик Клейн настаивал на том, чтобы вопрос о разложении в ряд Фурье излагался физикам иначе, чем это обычно делают математики.

Предположим, что мы имеем периодическую функџию $f(x)$. Для простоты примем период равным $2 \pi$ (отсюда легко перейти к функџии с любым периодом). Можно ли апроксимировать $f(x)$ другими периодическими функциями $\varphi(x)$, т. е. заменить $f(x)$ другими периодическими функџиямитак, чтобы ошибка при замене была очень мала?

Нужно выбрать какую-нибудь меру ошибки. В качестве такой меры возьмем среднюю квадратичную ошибку:
\[
\overline{\Delta^{2}}=\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi}\{f(x)-\varphi(x)\}^{2} d x .
\]

Это-принимаемое нами определение погрешности. Мы будем апроксимировать так, чтобы средняя квадратичная ошибка была возможно меньше. Если бы, например, мы выставили требование, чтобы интеграл
\[
\bar{\Delta}=\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi}\{f(x)-\varphi(x)\} d x
\]
(средняя ошибка) был возможно меньше, то ни к чему хорошему это не привело бы. Могло бы быть так, что средняя ошибка равна нулю, между тем как на больших интервалах существуют громадные (по абсолютной величине) отклонения $\varphi(x)$ от $f(x)$. При выбранной нами мере ошибки этого не может быть. Но вместе с тем ясно, что это не единственно возможный целесообразный выбор.

Возьмем в качестве заменяюџей функџии $\varphi(x)$ периодическую функџию
\[
S_{n}=\frac{\alpha_{0}}{2}+\sum_{k=1}^{n}\left(\alpha_{k} \cos k x+\beta_{k} \sin k x\right)
\]

с тем же периодом $2 \pi$, что и исходная функция $f(x)$. Вопрос ставится так: нужно выбрать $(2 n+1)$ коэффиџиентов $\alpha_{0}, \alpha_{1}$, $x_{2}, \ldots, \beta_{1}, \beta_{2}, \ldots$ таким образом, чтобы средняя квадратичная ошибка (7) была возможно меньше. Подставим (8) в (7):
\[
\overline{\Delta^{2}}=\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi} f^{2}(x) d x-\frac{1}{\pi}\left\{\frac{\alpha_{0}}{2} \int_{-\pi}^{+\pi} f(x) d x+\right.
\]

\[
\begin{array}{l}
+\sum_{k=1}^{n}\left[\alpha_{k} \int_{-\pi}^{+\pi} f(x) \cos k x d x+\beta_{k} \int_{-\pi}^{+\pi} f(x) \sin k x d x\right]+ \\
+\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi}\left[\frac{\alpha_{0}}{2}+\sum_{k=1}^{n}\left(\alpha_{k} \cos k x+\beta_{k} \sin k x\right)\right]^{2} d x
\end{array}
\]

Введем далее величины:
\[
\begin{array}{c}
a_{k}=\frac{1}{\pi} \int_{-\pi}^{+\pi} f(x) \cos k x d x, \quad b_{k}=\frac{1}{\pi} \int_{-\pi}^{+\pi} f(x) \sin k x d x \\
(k=0,1,2, \ldots, n),
\end{array}
\]

которые называются коэффициентами Фурье функџии $f(x)$.
Гармонические функџии обладают следующими свойствами:
\[
\begin{array}{l}
\int_{-\pi}^{+\pi} \cos k x \sin l x d x=0, \\
\begin{array}{c}
\int_{-\pi}^{+\pi} \cos k x \cos l x d x=\left\{\begin{array}{ll}
0 & (k
eq l), \\
\pi & (k=l),
\end{array}\right. \\
\int_{-\pi}^{+\pi} \sin k x \sin l x d x=\left\{\begin{array}{ll}
0 & (k
eq l), \\
\pi & (k=l),
\end{array}\right\} \\
(k, l=1,2, \ldots) .
\end{array} \\
\end{array}
\]

Воспользовавшись формулами (10) и (11), после несложных преобразований получаем из (9):
\[
\begin{aligned}
\overline{\Delta^{2}}=\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi} f^{2}(x) d x & +\frac{\left(\alpha_{0}-a_{0}\right)^{2}}{4}+\frac{1}{2} \sum_{k=1}^{n}\left[\left(\alpha_{k}-a_{k}\right)^{2}+\left(\beta_{k}-b_{k}\right)^{2}\right]- \\
& -\frac{a_{0}^{2}}{4}-\frac{1}{2} \sum_{k=1}^{n}\left(a_{k}^{2}+b_{k}^{2}\right) .
\end{aligned}
\]

В этом выражении переменными являются $\alpha_{k}$ и $\beta_{k}$. Мы должны их выбрать так, чтобы $\overline{\Delta^{2}}$ было наименьшим. Это будет, очевидно, тогда, когда члены, зависящие от $\alpha_{k}$ и $\beta_{k}$, равны нулю, т. е. когда коэффиџиенты при косинусах и синусах в заменяющей функџии (8) равняются соответствующим коэффиџиентам Фурье.

Ошибка при таком апроксимировании [при таком выборе функџии $\varphi(x)]$ равна
\[
\overline{\Delta^{2}}=\frac{1}{2 \pi} \int_{-\pi}^{+\pi} f^{2}(x) d x-\frac{a_{0}^{2}}{4}-\frac{1}{2} \sum_{k=1}^{n}\left(a_{k}^{2}+b_{k}^{2}\right) .
\]

Здесь нужно отметить следуюшие два замечательные обстоятельства.

Допустим, что мы прибавляем к заменяющей функции (8) еще один член с $k=n+1$. Тогда оказывается, что при наилучшем апроксимировании коэффиџиенты при прежних членах останутся теми же, что и раньше. Ниоткуда не следует, что в задачах об апроксимаџии функџй дело будет так обстоять всегда. Но в данном случае наилучшая апроксимация $n$ членами не зависит от последующего улучшения апроксимаџии: первые члены не нужно пересматривать при добавлении новых. Это объясняется тем свойством синусов и косинусов, что интеграл за период 2 ж от произведения любых двух различных функџий из совокупности $\cos k x$, $\sin k x(k=0,1,2, \ldots, n)$ равен нулю [формулы (11)]. Функџии, обладаюшие таким свойством, называются ортогональными функџиями.
Совокупность функџий
\[
\begin{array}{l}
\cos t, \quad \cos 2 t, \quad \cos 3 t, \ldots \\
\sin t, \quad \sin 2 t, \quad \sin 3 t, \ldots \\
\end{array}
\]

является примером совокупности ортогональных функџий в интервале $(-\pi,+\pi)$.

Перейдем ко второму замечательному обстоятельству. Возникает вопрос: является ли система функций
\[
\cos k x, \sin k x \quad(k=0,1,2, \ldots, n)
\]

замкнутой, т. е. существует ли периодическая функџия с периодом $2 \pi$, которая была бы ортогональна ко всем этим функџиям? Оказывается, что при $n=\infty$ всякая функџия, ортогональная ко всем функциям (13), равна тождественно нулю, т. е. при $n=\infty$ система (13) – замкнутая.

Вернемся к выражению (12) для средней квадратичной ошибки. Чем больше берется членов в заменяющей функции (8), тем ошибка меньше. Теорема Фурье заключается в следующем: при некоторых условиях ${ }^{1}$ бесконечный ряд
\[
\frac{a_{0}}{2}+\sum_{k=1}^{\infty}\left(a_{k} \cos k x+b_{k} \sin k x\right)
\]

сходится и представляет собой функџию $f(x)$.
Обычно начинают изложение с задачи о точном представлении функџии тригонометрическим рядом. Но физик не может работать с бесконечным числом членов. Поэтому для него важна именно та задача, с которой мы начали, – задача об апроксимации.

Очәнь важно выяснить, всяхую ли периодическую функџию можно представить в виде ряда Фурье (14)? В связи с этим интерәсно проследить историю задачи о представлении функџии рядами Фурье. Первый вопрос, который здесь возник, был общий вопрос о том, что такое функџия.

Эйлер считал, что существуют аналитические и геометрические функџии. Мы получаем, говорил он, аналитические функции, беря такие выражения, как $x, x^{2}, \sin x$ и т. д. Мы получаем геометрическую функџию, если опишем „свободной рукой“ произвольную кривую ${ }^{2}$. Эти воззрения не отвечают современному определению функџии: $y$ есть функция от $x$, если каждому значению $x$ соответствует определенное значение $y$.

Бернулли, получив решение в виде тригонометрического ряда ${ }^{3}$ (т. е., по Әйлеру, в виде „аналитической функџии“), утверждал, что им получено общее решение, что так можно представить любую функџию.
Это казалось невероятным. Ведь коэффиџиенты ряда
\[
a_{1}, a_{2}, \ldots, b_{1}, b_{2}, \ldots
\]

образуют счетное множество, в то время как „число“ значений функџии гораздо больше, множество этих значений более мощное. Тем не менее Фурье имел смелость сказать, что совершенно произвольная (графически заданная) непрерывная функция может быть представлена в виде тригонометрического ряда. И это правильно, потому что (как теперь известно) непрерывные функџии
1 [См. ниже.]
2 [См., например, С. Н. Бернщтейн. Исторический обзор развития понятия функции. Вестник опытной физики и элементарной математики, №559, сем. 47, стр. 177, 1912.]
3 [См. 32-ую лекџию и 5-ую лекџию части II.]

вовсе не так разнообразны, как это кажется на первый взгляд Достаточно задать непрерывную функџию в раџиональных точках чтобы определить ее полностью. Другими словами, непрерывны функџии задаются совокупностью своих значений в рациональны. точках. Но эти точки составляют множество такой же моџностк как и коэффиџиенты разложення (счетное множество). Если ми примем это во внимание, то нас уже не удивит возможност представить любую непрерывную функцию в виде ряда Фурьє

Но плохо, если что-нибудь становится „слишком“ понятным Я боюсь, что разложение в ряд Фурье уже кажется чем-то сам собой понятным. Это не так: с бесконечными совокупностям нужно обращаться осторожно. Например, возьмите ряд Фурь и выбросьте из него третий член. Число членов остается бескс нечным, и тем не менее с помощью такого бесконечного ряд любую непрерывную функџию уже представить нельзя.

Теорема Фурье справедлива при известных ограничения (достаточные условия того, что функџия может быть представ лена рядом Фурье, были указаны Дирихле); рядом Фурье могу быть представлены не все непрерывные функџии. С другой стс роны, в виде рядов Фурье может быть представлен определен ный класс разрывных функџий, имеющих только разрывы первог рода (т. е. такие, что и слева и справа от разрыва функџи имеет определенное значение). Для того, чтобы функџия могл быть представлена рядом Фурье, она должна иметь конечно число разрывов и не должна иметь бесконечного числа максиму мов и минимумов. Например, непрерывную функџию $\sin (1 / x$, которая при $x \rightarrow 0$ имеет бесконечно густые максимумы, нельз разложить в ряд Фурье.

Тот класс функций, которые могут быть представлены рядо Фурье, вполне достаточен для физических џелей. Практическ любая интересующая физика функџия может быть разложен в ряд Фурье.

Как быстро убывают коэффиџиенты Фурье? Ряд (14) сходитс тем быстрее, чем функџия $f(x)$ глаже. Если $h$-порядок разрыв (т. е. порядок наинизшей терпящей разрыв производной), то асимптс тически, при достаточно больших $k$, коэффиџиенты убывают как $1, k^{h+1}$.

Существуют ли различные функции, представляемые одни и тем же рядом Фурье? Да, существуют. Они отличаются одн от другой тем, что имеют различные значения в конечном ряд точек. Но это исключительный случай. Интересующие нас функ: џии однозначно определяются своим рядом Фурье.

Теорема Фурье была впервые высказана им в 1822 г. в его \”Théorie analytique de la chaleur\”, но еще в 1750 г. ее предугадал Бернулли.

Синусы и косинусы – не единственная система ортогональных функџий, по которым можно разлагать произвольную функџию. Суџествует бесконечное множество таких систем. С этой точки зрения ряд Фурье – чрезвычайно частный случай. Но разложение по косинусам и синусам, т. е. по гармоническим колебаниям, сыграло очень большую роль в развитии общей теории разложения по ортогональным функциям. В математике остальные разложения тоже важны, не менее важны, чем разложение Фурье. Но разложение Фурье выделено благодаря физическим условиям ${ }^{1}$.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru