Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.5. «И/ИЛИ» ГРАФЫДля изображения расчленения задачи на альтернативные множества результирующих задач удобно воспользоваться графоподобной структурой. Так, предположим, что задача А может быть решена либо путем решения задач В и С, либо путем решения задач
Рис. 4.4. Структура, показывающая различные множества подзадач для А
Рис. 4.5. «И/ИЛИ» граф. Задачи В и С составляют одно множество результирующих задач, задачи В структуру обычно вводятся некоторые дополнительные вершины, так чтобы каждое множество, содержащее более одной результирующей задачи, группировалось под своей собственной родительской вершиной. При этом структура на рис. 4.4 преобразуется в структуру, изображенную на рис. 4.5. На этом рисунке добавленные вершины Задача Структуры, подобные той, что изображена на рис. 4.5, называются «И/ИЛИ» графами. Если некоторая вершина «И/ИЛИ» графа имеет непосредственно следующие за ней вершины, то либо все они являются «ИЛИ» вершинами, либо все они — «И» вершины. (Если у некоторой вершины имеется ровно одна непосредственно следующая за ней вершина, то ее можно считать как «И» вершиной, так и «ИЛИ» вершиной.) Заметим, что в частном случае, когда вершин типа «И» вообще нет, мы получаем обычный граф того типа, который появлялся при переборе в пространстве состояний. Но из-за наличия вершин типа «И» в «И/ИЛИ» графах эти структуры существенно отличаются от обычных графовых структур. Для них требуются свои собственные специализированные приемы поиска, что и служит главной причиной, по которой мы делаем различие между двумя подходами к решению задач. При описании «И/ИЛИ» графов мы будем продолжать пользоваться такими терминами, как родительские вершины, вершины, непосредственно следующие за данной (дочерние), дуга, соединяющая две вершины, и т. д., придавая им очевидный смысл. На языке «И/ИЛИ» графов применение одиночного оператора сведения задачи к подзадачам к некоторому описанию задачи обычно будет означать, что по очереди сначала будет построена промежуточная «ИЛИ» вершина, а затем непосредственно следующие за ней «И» вершины. (Исключение составляет случай, когда множество подзадач состоит из одного элемента. В этом случае образуется ровно одна вершина, а именно «ИЛИ» вершина.) Таким образом, подходящей структурой, моделирующей метод расчленения задачи на подзадачи, является граф типа «И/ИЛИ». Одна из вершии этого графа, называемая начальной вершиной, соответствует описанию исходной задачи. Те вершины графа, которые соответствуют описаниям элементарных задач, называются заключительными вершинами. Цель процесса поиска, осуществляемого на «И/ИЛИ» графе, — показать, что начальная вершина разрешима. Общее определение разрешимости вершины в «И/ИЛИ» графе можно сформулировать рекурсивно следующим образом: Заключительные вершины разрешимы (так как они соответствуют элементарным задачам). Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «ИЛИ», то она разрешима тогда и только тогда, когда разрешима по крайней мере одна из этих вершин. Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «И», то она разрешима тогда и только тогда, когда разрешима каждая из этих вершин. Тогда решающий граф определяется как подграф из разрешимых верщин, который показывает (в соответствии с приведенным определением), что начальная вершина разрешима. Рис. 4.6. (см. скан) Некоторые примеры «И/ИЛИ» графов и решающих графов. Для графа (б) имеется более одного решения. На рис. 4.6 приведены примеры «И/ИЛИ» графов. Заключительные вершины обозначены буквой Если у некоторой вершины «И/ИЛИ» графа, не являющейся заключительной вершиной, вовсе нет следующих за ней вершин, то мы говорим, что такая вершина неразрешима. Появление таких неразрешимых вершин может означать, что и другие вершины графа (и даже начальная вершина) могут оказаться неразрешимыми. Общее определение неразрешимой вершины дается рекурсивно следующим образом: Вершины, не являющиеся заключительными и не имеющие следующих за ними вершин, неразрешимы. Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «ИЛИ», то она неразрешима тогда и только тогда, когда неразрешима каждая из этих вершин. Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «И», то она неразрешима тогда и только тогда, когда неразрешима по крайней мере одна из этих «И» вершин. На рис. 4.6 неразрешимые вершины отмечены незачерненными кружочками. Показанные на рис. 4.6 «И/ИЛИ» графы заданы в явной форме. Точно так же, как в случае решения задач в пространстве состояний, редко случается, чтобы граф, на котором должен осуществляться перебор, задавался в явной форме. Как правило, такой граф определен неявно посредством описания исходной задачи и операторов редукции задачи. Удобно ввести оператор Г построения непосредственно следующих (дочерних) вершин, который, будучи примененным к описанию задачи, порождает все множества следующих из него описаний задач. (Применение оператора Г означает применение всех применимых операторов сведения задачи к подзадачам.) Так, в случае рис. 4.5 применение оператора Г к алгоритму А образует всю ту структуру «И/ИЛИ» графа, которая изображена на рисунке. Процесс решения задачи тогда состоит в том, чтобы построить достаточную часть этого «И/ИЛИ» графа, из которой было бы видно, что начальная вершина разрешима. Мы отложим до следующей главы рассмотрение эффективных методов поиска.
|
1 |
Оглавление
|