Главная > Искусственный интеллект. Методы поиска решений
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4.5. «И/ИЛИ» ГРАФЫ

Для изображения расчленения задачи на альтернативные множества результирующих задач удобно воспользоваться графоподобной структурой. Так, предположим, что задача А может быть решена либо путем решения задач В и С, либо путем решения задач и Е, либо путем решения задачи Это соотношение изображается структурой на рис. 4.4. В вершинах структуры указаны те задачи, которые они представляют.

Рис. 4.4. Структура, показывающая различные множества подзадач для А

Рис. 4.5. «И/ИЛИ» граф.

Задачи В и С составляют одно множество результирующих задач, задачи и Е — другое, а задача — третье. Вершины, соответствующие одному множеству, помечены специальным значком, связывающим подходящие к ним дуги.

В структуру обычно вводятся некоторые дополнительные вершины, так чтобы каждое множество, содержащее более одной результирующей задачи, группировалось под своей собственной родительской вершиной. При этом структура на рис. 4.4 преобразуется в структуру, изображенную на рис. 4.5. На этом рисунке добавленные вершины и М служат отдельными родительскими вершинами для множеств соответственно. Если считать, что вершины и М играют роль описаний задач, то мы видим, что задача А сведена к одиночным альтернативным подзадачам или По этой причине вершины, помеченные и называются «ИЛИ» вершинами.

Задача сводится к одному множеству подзадач В и С, причем обе они должны быть решены, чтрбы была решена задача По этой причине вершины, помеченные В и С, называются «И» вершинами. Вершины типа «И» выделяются отметкой, сделанной на идущих к ним дугах.

Структуры, подобные той, что изображена на рис. 4.5, называются «И/ИЛИ» графами. Если некоторая вершина «И/ИЛИ» графа имеет непосредственно следующие за ней вершины, то либо все они являются «ИЛИ» вершинами, либо все они — «И» вершины. (Если у некоторой вершины имеется ровно одна непосредственно следующая за ней вершина, то ее можно считать как «И» вершиной, так и «ИЛИ» вершиной.)

Заметим, что в частном случае, когда вершин типа «И» вообще нет, мы получаем обычный граф того типа, который появлялся при переборе в пространстве состояний. Но из-за наличия вершин типа «И» в «И/ИЛИ» графах эти структуры существенно отличаются от обычных графовых структур. Для них требуются свои собственные специализированные приемы поиска, что и служит главной причиной, по которой мы делаем различие между двумя подходами к решению задач.

При описании «И/ИЛИ» графов мы будем продолжать пользоваться такими терминами, как родительские вершины, вершины, непосредственно следующие за данной (дочерние), дуга, соединяющая две вершины, и т. д., придавая им очевидный смысл.

На языке «И/ИЛИ» графов применение одиночного оператора сведения задачи к подзадачам к некоторому описанию задачи обычно будет означать, что по очереди сначала будет построена промежуточная «ИЛИ» вершина, а затем непосредственно следующие за ней «И» вершины. (Исключение составляет случай, когда множество подзадач состоит из одного элемента. В этом случае образуется ровно одна вершина, а именно «ИЛИ» вершина.)

Таким образом, подходящей структурой, моделирующей метод расчленения задачи на подзадачи, является граф типа «И/ИЛИ». Одна из вершии этого графа, называемая начальной вершиной, соответствует описанию исходной задачи. Те вершины графа, которые соответствуют описаниям элементарных задач, называются заключительными вершинами.

Цель процесса поиска, осуществляемого на «И/ИЛИ» графе, — показать, что начальная вершина разрешима. Общее определение разрешимости вершины в «И/ИЛИ» графе можно сформулировать рекурсивно следующим образом:

Заключительные вершины разрешимы (так как они соответствуют элементарным задачам).

Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами

«ИЛИ», то она разрешима тогда и только тогда, когда разрешима по крайней мере одна из этих вершин.

Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «И», то она разрешима тогда и только тогда, когда разрешима каждая из этих вершин.

Тогда решающий граф определяется как подграф из разрешимых верщин, который показывает (в соответствии с приведенным определением), что начальная вершина разрешима.

Рис. 4.6. (см. скан) Некоторые примеры «И/ИЛИ» графов и решающих графов. Для графа (б) имеется более одного решения.

На рис. 4.6 приведены примеры «И/ИЛИ» графов. Заключительные вершины обозначены буквой разрешимые вершины изображены черными кружочками, а решающие графы выде лены жирными линиями.

Если у некоторой вершины «И/ИЛИ» графа, не являющейся заключительной вершиной, вовсе нет следующих за ней вершин, то мы говорим, что такая вершина неразрешима. Появление таких неразрешимых вершин может означать, что и другие вершины графа (и даже начальная вершина) могут оказаться

неразрешимыми. Общее определение неразрешимой вершины дается рекурсивно следующим образом:

Вершины, не являющиеся заключительными и не имеющие следующих за ними вершин, неразрешимы.

Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами

«ИЛИ», то она неразрешима тогда и только тогда, когда неразрешима каждая из этих вершин.

Если у вершины, не являющейся заключительной, непосредственно следующие за ней вершины оказались вершинами «И», то она неразрешима тогда и только тогда, когда неразрешима по крайней мере одна из этих «И» вершин.

На рис. 4.6 неразрешимые вершины отмечены незачерненными кружочками.

Показанные на рис. 4.6 «И/ИЛИ» графы заданы в явной форме. Точно так же, как в случае решения задач в пространстве состояний, редко случается, чтобы граф, на котором должен осуществляться перебор, задавался в явной форме. Как правило, такой граф определен неявно посредством описания исходной задачи и операторов редукции задачи. Удобно ввести оператор Г построения непосредственно следующих (дочерних) вершин, который, будучи примененным к описанию задачи, порождает все множества следующих из него описаний задач. (Применение оператора Г означает применение всех применимых операторов сведения задачи к подзадачам.) Так, в случае рис. 4.5 применение оператора Г к алгоритму А образует всю ту структуру «И/ИЛИ» графа, которая изображена на рисунке.

Процесс решения задачи тогда состоит в том, чтобы построить достаточную часть этого «И/ИЛИ» графа, из которой было бы видно, что начальная вершина разрешима. Мы отложим до следующей главы рассмотрение эффективных методов поиска.

1
Оглавление
email@scask.ru