Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3.4. Аффинные преобразованияЛинейное преобразование вместе с последующим преобразованием сдвига составляют аффинное преобразование пространства Отображение L называется линейным преобразованием пространства
для всех
Матричная запись этого преобразования:
служит примером следующей теоремы. Теорема 3.4.4. Пусть L — линейное преобразование из
Доказательство. Рассмотрим стандартный базис в
и вектор
Тогда
и с использованием условия линейности (3.12) получим:
Векторы
убеждаемся в том, что
Рис. 3.7. Сдвиг Основное свойство линейного преобразования заключается в том, что оно переводит отрезки в отрезки. Чтобы удостовериться в этом, рассмотрим векторнозначную функцию:
которая пробегает отрезок от х до у. Пусть L — линейное преобразование. По определению линейного преобразования:
Следовательно, L преобразует отрезок Отображение Т называется преобразованием сдвига пространства
где а — постоянный вектор. Эффект применения Т к произвольной кофигурации из
Рис. 3.8. Аффинные преобразования для ковра Серпинского Таким образом, любое аффинное преобразование Т пространства
В случае
Мы будем пользоваться аффинными преобразованиями при построении фракталов с помощью алгоритмов систем итерированных функций (глава 4). Аффинные преобразования для ковра Серпинского показаны на рис. 3.8. В матричной форме они имеют следующий вид:
Изометрия.Очевидно, такие преобразования, как сдвиг, поворот и отражение относительно оси, сохраняют расстояния. Все они есть частный случай изометрии. Формально, преобразование
Как мы убедимся позднее, изометрия пространства Напомним, что скалярное произведение двух векторов
и что ненулевые векторы х и у перпендикулярны, или ортогональны, тогда и только тогда, когда
где I — единичная матрица порядка Лемма 3.4.2. Если 0 — неподвижная точка изометрии Т пространства
Доказательство. Из определения изометрии и выражения (3.2) следует:
Теорема 3.4.5. Изометрия
где Q — ортогональная матрица, b — вектор-столбец. Доказательство. Положим Рассмотрим стандартный ортонормированный базис
причем коэффициенты разложения выражаются через скалярные произведения:
Пусть
Следовательно, преобразование
где Q — ортогональная матрица, составленная из столбцов
Упр. 5 в конце этого параграфа посвящено различным видам изометрии плоскости Преобразование подобия.Обобщением изометрии является преобразование подобия, при помощи которого могут быть получены многие фракталы (глава 4). Преобразование
Следующая теорема устанавливает общий вид преобразования подобия пространства Теорема 3.4.6. Преобразование подобия
где Q — ортогональная матрица, b — вектор-столбец. Доказательство. Пусть
где Q — ортогональная матрица. Следовательно,
Упр. 6 в конце этого параграфа посвящено различным видам преобразования подобия плоскости Комплексные числа.Аффинное преобразование плоскости можно также описать при помощи комплексных чисел и операций над ними. Операции сложения и умножения двух комплексных чисел
задаются формулами:
Сопряженным комплексному числу
Векторное пространство
установив взаимно однозначное соответствие:
Такие операции над векторами, как сложение и умножение на скаляр, заменяются сложением и умножением соответствующих комплексных чисел. Очевидный пример аффинного преобразования, записанного при помощи комплексных чисел:
Это же преобразование в матричной форме:
Как следует из выражения (3.19), далеко не все аффинные преобразования можно представить с помощью (3.18). Произвольное аффинное преобразование в комлексной записи имеет вид:
где a, b и с — комплексные постоянные. Представлению (3.20) и его свойствам посвящено упр. 4 в конце этого параграфа. Представление аффинных преобразований плоскости с помощью комплексных чисел имеет одно замечательное преимущество с точки зрения программирования. Компьютерная реализация алгоритмов значительно упрощается при использовании языка программирования с встроенной поддержкой комплексной арифметики. Кроме того, использование комлексной записи облегчает геометрическую трактовку, благодаря тому, что с комплексными числами удобно работать в полярной системе координат:
Здесь
Угол в называется аргументом z. Это угол (с точностью до
то есть модули перемножаются, а аргументы складываются. Таким образом, если мы положим 1. Повернуть фигуру относительно начала координат на угол 9. 2. Сжать фигуру к началу координат в 3. Сдвинуть фигуру на радиус-вектор b. Три преобразования
Аффинные коэффициенты.В определении (3.15) произвольного аффинного преобразования плоскости имеется шесть параметров, или степеней свободы. Разумно предположить, что мы всегда в состоянии определить единственным образом все параметры аффинного преобразования, которое отображает три несовпадающие точки
Рис. 3.9. Мировые и экранные координаты И это действительно так: коэффициенты
Пример дается в конце этого параграфа. Замена координат.При реализации на компьютере систем итерированных функций (глава 4) для задания координат пикселов принято использовать переменные
то нетрудно убедиться, что соответствие между координатами устанавливается формулой:
где
где
Далее, остается вопрос, как записать аффинное или любое другое преобразование Т в экранных координатах. Пусть
видно, что новое преобразование Т задается формулой:
а для перехода в мировые координаты нужно воспользоваться следующей формулой:
Теорема 3.4.7. Пусть
где Доказательство. Имеем:
где Еще раз повторим, что основная цель замены координат состоит в том, чтобы при построении фрактального изображения с помощью систем итерированных функций можно было производить вычисления напрямую с экранными координатами. Следующий алгоритм реализует переход из мировых координат в экранные. Алгоритм Назначение: для аффинного отображения Т, заданного в мировых координатах, вычисляет эквивалентное представление в экранных координатах. Отображение Т имеет вид:
Вход:
Выход:
Шаги:
Рис. 3.10. Отображение треугольника в треугольник
Пример. Рассмотрим пример аффинного преобразования, заданного тремя точками (рис. 3.10):
Матричная запись этого преобразования:
Пусть мировые координаты изменяются в пределах
Рис. 3.11. Пример перехода к экранным координатам Мы намеренно выбрали Преобразование из мировых координат в экранные дается формулой:
В этой новой системе координат соответствие между точками запишется так (рис. 3.11):
Преобразование (3.22) в новых координатах примет следующий вид:
|
1 |
Оглавление
|