Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
ГЛАВА 5. MPEG-4 VISUAL
5.1. Ведение
Стандарт ISO/IEC 14496 Part 2 [1] (MPEG-4 Visual) улучшил популярный
стандарт MPEG-2 по двум
направлениям. В нем была повышена эффективность сжатия (большее сжатие при тех
же параметрах качества изображения) и увеличена гибкость и вариабельность
(способность охватывать больший круг приложений). Это было достигнуто двумя
основными путями: использованием более продвинутого алгоритма компрессии и
обеспечением широкого набора «инструментов» для кодирования и работы с
оцифрованным видеоматериалом. Стандарт MPEG-4 Visual состоит из
некоторой стержневой модели кодера/декодера и множества дополнительных
инструментов кодирования. Стержневая модель основана на хорошо
зарекомендовавшем себя гибридным кодеке DPCM/DCT (см. гл. 3).
Базовые функции этой модели были расширены модулями, поддерживающими, кроме
других возможностей, усовершенствованный механизм сжатия, надежность передачи
данных, раздельное кодирование форм и «объектов» визуальных сцен, сжатия на
основе сеточного представления и модель анимации лиц и фигур людей.
Маловероятно,
что большинству конкретных приложений понадобится весь арсенал инструментов и
модулей MPEG-4 Visual, поэтому
стандарт описан в виде семейства профилей, т.е.
рекомендуемых групп инструментов для конкретных типов приложений. Примерами
различных профилей служат: простой (минимальный набор инструментов для не
слишком сложных приложений), базовый и основной (с функциями для кодирования
видеообъектов произвольной пространственной формы) и простой расширенный (обеспечивающий
улучшенное сжатие, но имеющий большую сложность реализации).
Стандарт MPEG-4 Visual материализовался
как ISO/IEC 14496-2 в виде
подробного документа, содержащего более 500 страниц. Версия 1 была
опубликована в 1998 году. Дополнительные профили и инструменты появились в виде
двух поправок, которые вошли в версию 2, появившуюся в конце 2001 году.
Планируется увеличить число инструментов и профилей в будущих поправках и
версиях стандарта, но начиная с версии 14496-2 вся структура будущего «инструментария»
будет сохранять свойство обратной совместимости с версией 1.
Эта
глава представляет собой подробное описание инструментов и модулей MPEG-4 Visual. Конкретная
реализация этого стандарта основывается на использовании одного или нескольких
стандартных профилей, поэтому глава организована по профилям. После обзора
стандарта, рассмотрения его подходов и характерных черт будут обсуждаться
профили для кодирования видео с прямоугольным кадром (простой, простой
расширенный и простой расширенный в реальном времени). Это самые популярные на
сегодняшний день профили, поэтому они будут изучены очень подробно. После этого
будут рассматриваться инструменты и профили для работы с видеообъектами
произвольной формы (базовый, основной и связанные с ними профили). Затем мы
обсудим профили масштабируемого кодирования для представления текстур и
профили для компрессии высококачественного («студийного») видеоматериала.
В
дополнению к модулям, кодирующим «естественный» видеоматериал (съемку
окружающего нас мира), стандарт MPEG-4 Visual определяет
множество профилей для кодирования «синтетических» (сгенерированных
компьютером, искусственных) визуальных объектов на основе двухмерных и
трехмерных сеток и моделей человеческих фигур и лиц. Основное внимание в этой
книге уделяется кодированию естественного видео, поэтому эти профили будут описаны
довольно кратко. Кодовые инструменты MPEG-4 Visual, не включенные ни
в один из профилей (например, блоковая компенсация движения с перекрытием,
ОВМС, Overlapped Block Motion Compensation), не вошли в эту
главу.