Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 1. КОНДИЦИОНЕРЫ СЛУЖЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯНаибольший интерес к термоэлектрическому кондиционированию воздуха проявляют работники транспорта. Действительно, кондиционеры, используемые на морском, железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте, в первую очередь предназначены для создания комфортных условий для пассажиров и обслуживающего персонала. При этом к кондиционерам предъявляется ряд специфических требований, определяемых условиями их эксплуатации. В частности, эти требования предусматривают: бесшумность в работе, большой срок службы, устойчивость к вибрационным и ударным нагрузкам, возможность работы при значительных кренах и качке, минимальное время выхода в рабочий режим, простота и надежность конструкции и ряд других. Всем этим условиям в полной мере удовлетворяют кондиционеры, основанные на термоэлектрическом эффекте в полупроводниках. В период с 1961 по 1965 г. в ряде организаций Советского Союза велась разработка термоэлектрических кондиционеров для пассажирских кают морских судов, купе железнодорожных вагонов и других назначений. Основные параметры этих кондиционеров приведены в табл. 22. Эффективность работы, конструкция, весовые и габаритныё характеристики термоэлектрических кондиционеров в значительной степени зависят от системы теплосъема с горячих спаев термобатареи. Кондиционеры, предназначенные для использования на судах морского и речного флота, как Правило, имеют жидкостную систему теплосъема. Причем в качестве рабочей жидкости используется пресная (конденсат) либо забортная вода. Схема кондиционера с жидкостным теплосъемом приведена на рис. 143. Здесь термобатарея 1 со стороны холодных спаев имеет систему теплообменных (радиаторных) пластин 2, через которые с помощью вентилятора 3 продувается воздух. Забор воздуха производится снаружи через отверстие 4, а выход охлажденного либо нагретого воздуха происходит через отверстие 5. Горячие спаи термобатареи имеют развитую систему теплосъема, которая омывается проточной водой, прокачиваемой насосом 6. В конструкциях жидкостной системы теплосъема необходимо учитывать возможность электролиза воды (в особенности забортной) под влиянием напряжения, приложенного к термобатарее. В связи с этим отдельные термоэлементы со стороны. горячих спаев должны быть электроизолированы от омывающей их жидкости (см. ч. II, гл. VI, § 3). Таблица 22 (см. скан) Основные параметры отечественных термоэлектрических кондиционеров Судовые кондиционеры, разработанные в СССР, имеют холодопроизводительности от 400 до
Рис. 143. Схема устройства термоэлектрического кондиционера системы воздух—вода. Этот интерес вполне понятен, так как современная подводная лодка обладает большим временем автономного плавания как в подводном, так и надводном положении, что требует создания нормальных
Рис. 144. Схема устройства термо электрического кондиционера системы воздух—воздух. условий жизни и работы экипажа. Использование компрессионных кондиционеров на подводных лодках крайне нежелательно, ибо последние создают шум, перестают работать при качке и диферентах и, что самое главное, в качестве хладоагента используют фреон, утечка которого в атмосферу подводной лодки (в аварийных случаях) абсолютно недопустима. По данным зарубежной печати, использование термоэлектрических кондиционеров воздуха на подводных лодках является весьма перспективным и важным. Термоэлектрические кондиционеры с воздушным теплосъемом с горячих спаев термобатареи предназначены для использования на железнодорожном транспорте для создания комфортных условий в купе железнодорожного вагона, для понижения температуры в кабине машиниста мостового крана в «горячих цехах», в кабине трактора, в пассажирском автобусе и легковой автомашине, т. е. во всех случаях, когда трубуется создать нормальные температурные условия для человека.
Рис. 145. Нагрузочные характеристики кондиционера системы воздух—воздух в режиме охлаждения. Схема термоэлектрического кондиционера с воздушным теплосъемом приведена на рис. 144. Термоэлектрическая батарея 1 со стороны холодных и горячих спаев имеет систему радиаторных пластин, обдуваемых воздухом посредством вентиляторов 2 и 3. Наружный воздух, проходящий через систему радиаторов на горячей стороне термобатареи 4, сбрасывается в окружающую среду. Воздух в холодном контуре посредством вентилятора 3 продувается сквозь радиаторную систему холодных спаев термобатареи и поступает в рабочее помещение. Всесторонние испытания одного из типов термоэлектрических кондиционеров с холодопроизводительностыо
Рис. 146. Нагрузочные характеристики кондиционера системы воздух—воздух в режиме нагрева. Из рассмотрения кривых, приведенных на рис. 145 и рис. 146, видно, что в режиме охлаждения максимальная холодопроизводительность Таким образом, можно сделать вывод, что на железнодорожном транспорте уже сейчас на некоторых маршрутах в средней полосе страны использование термоэлектрических кондиционеров воздуха является технически целесообразным и экономически оправданным, несмотря на то что холодильный коэффициент термоэлектрического кондиционера несколько ниже, чем у компрессионных кондиционеров. Однако высокое значение теплового коэффициента термоэлектрического кондиционера делает его значительно экономичнее обычно применяющегося способа электрообогрева. Предварительные расчеты показывают, что термоэлектрический кондиционер по суммарному потреблению энергии (в обоих режимах) будет на 20—30% экономичнее системы электрообогрева и холодильной машины. В Одесском технологическом институте пищевой и холодильной промышленности проводились испытания термоэлектрического кондиционера с жидкостным теплосъемом с горячих спаев термобатареи. Кондиционер, созданный в этом институте, предназначен для создания комфортных условий в пассажирских фаготах морских и речных судов. Результаты испытаний кондиционера в режиме охлаждения приведены на рис. 147, где изображены зависимости перепада температур
Рис. 147. Нагрузочные характеристики кондиционера системы воздух—жидкость в режиме охлаждения. Из сравнения приведенных выше результатов испытаний видно, что термоэлектрические кондиционеры служебного назначения, работающие по схеме вода—воздух, более эффективны, чем кондиционеры, работающие по схеме воздух-воздух·
|
1 |
Оглавление
|