Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава II. МЕТОД ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ§ 1. Идея метода потенциальных функцийИмея в виду далее сформулировать в точных терминах то, что мы называем здесь методом потенциальных функций, изложим в этом параграфе наглядную интерпретацию основной идеи этого метода. Начнем с рассмотрения того случая, когда имитируется процесс обучения разделению объектов на классы с учителем в детерминированном случае, т. е. в том случае, когда показываются примеры объектов и сообщается точная информация о том, к какому классу они принадлежат. В § 2 главы 1 этой задаче была дана следующая геометрическая интерпретация: в некотором пространстве X каждому объекту соответствует точка; классам объектов в этом пространстве соответствуют непересекающиеся области; задача сводится к построению по показываемым точкам и по сообщаемой о них информации такой поверхности, которая разделяет эти области, т. е. функции, принимающей положительные значения на точках из одной области и отрицательные — на точках из второй области. Введем в рассмотрение функцию двух переменных между точками и что в качестве потенциальной функции а) функция б) она убывает при удалении точки х от точки
Рис. 5. Удобно представить себе, что К есть функция расстояния Например, можно положить Выбранная функция Эта поверхность может быть уподоблена холму с вершиной над точкой Рассмотрим теперь следующую процедуру, которая сама по себе дает решение задачи лишь в простейших случаях и не пригодна для случаев сколь-либо сложных, но удобна для иллюстраций излагаемых далее идей. Пусть надо научиться относить точки к одному из двух классов, которые условно назовем что она принадлежит к классу А. Примем точку Когда учитель закончит процесс обучения, сложим отдельно потенциалы, которые были построены над точками, принадлежащими классу А, и над точками, принадлежащими В, т. е. построим функции
Используя нашу геометрическую иллюстрацию, можно сказать, что холмы, построенные над показанными точками из А, «складываются» и образуют «гору» над областью, где расположены эти точки. Аналогично выстраивается «гора» над областью, где расположены точки В. Таким образом, в результате процедуры оказались построенными две функции, Теперь, после окончания процесса обучения, начинается «экзамен», т. е. предъявляются новые точки и требуется дать ответ на вопрос «к какому классу они относятся?». В методе потенциальных функций предлагается относить показанную при экзамене точку
и к В при обратном знаке неравенства. Естественность такой процедуры оправдывается следующими интуитивными соображениями. Если области образа, отмеченного индексом, и меньшими для другого образа. Вводя функцию
замечаем, что она положительна над точками из Если надо разделить объекты не на два, а на большее число классов, то можно было бы организовывать дихотомию (см. гл. 1) или можно совершенно аналогично построить потенциалы для всех образов порознь и при появлении в процессе экзамена новой точки относить ее к тому образу, чей потенциал в этой точке наибольший. Представим себе теперь, что учителя нет, и что поэтому нет информации о том, к какому классу относятся показываемые в ходе обучения точки, но что эти точки берутся из непересекающихся областей
Тогда те же основания позволяют предполагать, что эта функция будет представлять собой «горный ландшафт» с вершинами над областями До сих пор мы старались лишь выяснить основную идею метода потенциальных функций, опираясь не на точные определения, а на интуицию читателя. Нам предстоит далее перейти к точному изложению метода. В связи с этим подчеркнем еще раз, что буквальное применение процедуры в той форме, в какой она была выше описана, далеко не всегда привело бы к успеху, даже в случае обучения с учителем. Одна из причин того, что эта процедура недостаточна, связана с тем, что среди точек пространства X, показываемых учителем, области А, В и т. д. могут быть представлены неравномерно. Если, например, число точек из А заметно больше числа точек из В, то даже интуитивно ясно, что это может привести к неправильно построенной разделяющей поверхности. Алгоритм метода потенциальных функций, который предлагается далее в этой книге (гл. V), отличается от описанной выше «упрощенной процедуры» и, в частности, обходит это затруднение. В предыдущих рассуждениях мы не накладывали каких-либо условий на то, каким образом выбираются точки, показываемые учителем. Между тем ясно, что если все или даже почти все показываемые точки принадлежат подобластям А а До сих пор, говоря о методе потенциальных функций, мы имели в виду лишь детерминистскую задачу: области
|
1 |
Оглавление
|