Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.2. СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ АВТОБУСОВ4.2.1. О РАСПИСАНИИ АВТОБУСОВПлановое движение автобусов по маршрутам начинается с составления расписания, с наибольшей эффективностью удовлетворяющего требованиям пассажиров. Расписание всегда составляли специальные сотрудники транспортного управления, хорошо знакомые с состоянием дел на выбранных маршрутах. При этом принимаются во внимание требования пассажиров, условия движения на дорогах, экономические факторы, а также условия работы водителей. Однако даже при наличии многолетнего опыта и специальных знаний нужно затратить много сил и времени для того, чтобы найти приемлемое решение, удовлетворяющее разнообразным, противоречащим друг другу условиям, что является большой нагрузкой даже для специалистов и главным препятствием для совершенствования расписания. Для того чтобы исправить положение, а в дальнейшем способствовать информатизации всего автобусного предприятия, разработана автоматизированная система составления расписания автобусов. В данной системе составление расписания автобусов решается как комбинаторная задача при различных ограничивающих условиях. Благодаря следованию эвристическим методам, бессознательно используемым специалистами, на компьютере реализовано эффективное составление расписания того же уровня, что и при ручной работе. При автоматизации процесса обработки в таком деле, как составление расписания автобусов, встретилось несколько трудностей. Среди них следует отметить трудности включения нечеткостей в условия, используемые при решении задачи. Эти трудности были преодолены благодаря понятию нечетких множеств. Данная система разработана совместно фирмами «Кэй-хин кюко дэнтэцу», «Тосиба» и «Ниппон сисутэму». Четыре элемента расписанияСуществуют различные формы расписания автобусов: от самых очевидных до очень сложных, но почти во всех расписаниях легко обнаружить следующие четыре элемента - расстояние от гаража как начального пункта движения до конечной остановки, затраченное время, время начала и конца движения и интервал между автобусами. Расстояние и затраченное на маршрут время можно измерить как непосредственно, так и косвенно. Затраченное время нередко меняется в зависимости от наличия в течение дня дорожных пробок, а также от направления движения. В случае когда время различается в разные дни недели и времена года, это должно найти отражение и при составлении расписания. Более того, часто варианты расписания составляются с целью более полного соответствия меняющимся требованиям пассажиров. Начало и конец движения, например, для перевозки рабочих, служащих и учащихся определяются в соответствии с их пожеланиями: начало тем раньше, чем больше расстояние от центра до места их жительства, а конец такой, чтобы захватить всех задерживающихся на работе. В этом случае необходимо создать определенные удобства, например для пересадки на электрички. Интервалы между автобусами распределяются исходя из числа пассажиров в разное время дня и вместимости автобусов. Почти на всех маршрутах утренние часы пик короче, чем вечерние, кроме того, существует большая потребность в перевозках и в другое время дня, поэтому в утренние часы пик устанавливается более короткий интервал движения, чем вечером. Обычно днем потребность в перевозках снижается, но в торговых районах с крупными универмагами выбирается интервал движения, рассчитанный на перевозку покупателей днем. На маршрутах, где предсказывают дорожные пробки, предусматривают запас времени, часто устанавливают время отстоя до отправления к конечному пункту, так что при опоздании интервал движения можно восстановить. На пригородных станциях с небольшим числом автобусов предусматривают удобства для пассажиров, которые пересаживаются на электрички, за счет не только выбора начала и конца движения, но и отправлений автобусов в другое время дня. В частности, утренние автобусы прибывают до отправления электрички, а вечерние - после прибытия электрички, это должно учитываться при определении интервала движения, т.е. времени прибытия и отправления. В других районах основная цель - согласование с временем движения парома и т. п. Нередко встречаются случаи создания удобств для пересадки на другие автобусы. В местах, где мало автобусов, на какое-то время стараются по возможности установить одно и то же время отправления автобусов для того, чтобы пассажиры легко запомнили это расписание. Таким образом, специалисты по составлению расписания определяют время прибытия и отправления автобусов в начальных и конечных пунктах и другие четыре элемента расписания. Пусть маршруты выбраны так, как на рис. 4.1. Наибольшая потребность в перевозках между станцией D и городом Е, чуть меньшая потребность в перевозках - между городом Е и пригородом F. Привокзальная площадь на станции D тесная, на ней трудно выделить площадку для стоянки автобусов во время отдыха водителей. Однако вблизи станций С и В есть автостоянки, которые можно использовать как место отдыха. В общем случае, если есть удобное место в гараже, на него можно поставить автобус и отдохнуть, но в данном случае гараж А находится довольно далеко от станции D, поэтому из экономических соображений следует
Рис. 4.1. Пример маршрутов автобусов.
Рис. 4.2. Пример 1: расписание и его четыре элемента. всячески избегать того, чтобы водители для отдыха специально возвращались в гараж. Прежде всего определим для данного маршрута четыре элемента расписания. Эти элементы становятся очевидными, если их представить в виде ломаных линий (рис. 4.2 и 4.3). На рис. 4.2 и 4.3 даны одни и те же четыре элемента расписания для второй половины дня. По вертикали отложено не расстояние, а требуемое время. При этом очевидно, что пути движения автобусов в одном направлении представлены параллельными линиями. По горизонтали отложено время дня. Автобус, отправившись от гаража А, направляется к станции D. В это время в нем нет потребности, поэтому он просто перегоняется (на рисунке это обозначено штриховой линией). От станции D он направляется к станции Е, где обслуживает пассажиров, направляющихся либо в пригород F, либо к станциям С и В. Все это время он перевозит пассажиров, что на рисунках показано сплошной линией. Маршрут движения автобуса в оба конца представлен
Рис. 4.3. Пример 2: расписание и его четыре элемента. в виде пилообразной линии. Вершины каждого зубца показывают отстой автобуса. Четыре элемента расписания можно представить как множество таких пилообразных линий, показанных на рисунках жирными линиями. На этом этапе эти линии еще не имеют какой-либо связи. Они являются входными условиями для составления расписания. Условия составления расписанияСоединим вместе пилообразные линии, представляющие четыре элемента расписания, и сгруппируем их по времени работы каждого водителя. На рис. 4.2 можно выделить группы линий, помеченных цифрами 1-4. Длина линии должна соответствовать времени работы водителя. Если длина большая, приходится выплачивать водителям за сверхурочную работу, что уменьшает прибыль, а превышение времени в несколько раз влияет на движение автобусов в целом. Если же, наоборот, длина линии короткая, появляются неиспользумые ресурсы за счет вместимости и числа автобусов, что невыгодно. Во время работы водителям необходимо предоставить минимально необходимый отдых. Короткий отдых ухудшит условия работы, повредит безопасности. Слишком большой - невыгоден. Для отдыха важно выбрать не только его продолжительность, но и время. Отдых не обязательно должен быть разовым, лучше это сделать два раза, а еще лучше отдыхать, когда водитель почувствует усталость. В случае многократного отдыха необходимо по крайней мере однажды предусмотреть время для обеда. Помимо отдыха принимаются во внимание места соединения зубцов на рисунках, т. е. времена отстоев на конечных станциях перед отправлением автобусов. Рассуждения о временах отстоя как местах соединения зубцов аналогичны рассуждениям о временах отстоя в вершинах зубцов. Желательно, чтобы эти времена были в разумных пределах небольшими, но в местах, где ожидаются заторы на дорогах, времена устанавливаются заведомо больше, что гарантирует периодичность движения. Оставшееся время - время движения, которое, конечно, должно быть минимально необходимым. То, что связывает и объединяет между собой зубцы этих линий, назовем рабочим расписанием. Первым фактором, определяющим экономичность расписания, является необходимое число автобусов. Чем меньше будет их число, тем лучше. Для реализации на практике расписания необходимо распределить рабочие расписания между водителями и автобусами. Предлагаемый здесь метод, по-видимому, не отличается от принятого на других автобусных предприятиях: ежедневно выделяется группа водителей и автобусы, т. е. автобус, который вел отдыхающий в данный момент водитель, на время его отдыха не передается другому водителю. Однако если водитель в этот день закончил работу, то его автобус используется другим водителем. Таким образом, число автобусов в момент, когда накладываются друг на друга максимальное число линий рабочих расписаний, это и есть число автобусов, необходимое для выхода по этому маршруту. Итак, составление оптимального расписания автобусов сводится к обнаружению такой комбинации факторов, при которой становится по возможности минимальным максимум наложений возможных рабочих расписаний при условиях наилучшего выбора времени работы, в том числе времени работы на маршруте, времени отдыха, времени отстоя и других факторов. Если следовать указанным выше сображениям, то наилучшим выходом должен был быть вариант со сцепленными зубцами, но этот вариант не всегда удобен. В общем случае существует заметное различие в объеме перевозок в утренние и вечерние часы пик и в дневное время. Причем утром потребность в перевозках выше, чем вечером. Следовательно, для того чтобы справиться с перевозками в самое напряженное время, например в часы пик, необходимо особым образом составленное расписание, которое ни в коем случае не может быть нарушено в течение установленного времени работы в этот день. Итак, важно по возможности минимизировать число автобусов на линии, включая автобусы, необходимые для специальных расписаний такого рода.
|
1 |
Оглавление
|