Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.3.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ СРОКА СЛУЖБЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЕРЕКРЫТИЙ МОСТОВСреди существующих мостов немало таких, которые получили какие-либо повреждения, что создает проблемы их эксплуатации и безопасности. Для технического обслуживания мостовых сооружений необходимо оценивать их срок службы. Однако данные, которые можно использовать для такой оценки, не только имеют недостаточный объем, но и в большинстве случаев включают различного рода нечеткости. Поэтому в данной системе использование подобных данных обеспечивает продукционная система (нечеткая продукционная система), в которой к функциям вывода добавлены функции обработки нечетких множеств. Использовано также правило «модус поненс», несколько отличное от принятого в языке FRIL. Благодаря внедрению в продукционную систему системы обработки нечетких множеств [15] получены следующие преимущества: 1) возможны выводы из нечетких данных и знаний; 2) возможно использование естественного языка для записи правил; 3) из п. 2 следует, что легко приобретать знания, поскольку знания, полученные в процессе диалога со специалистом на естественном языке, можно вводить в компьютер в том же виде; 4) поскольку в систему вносятся нечеткие знания, можно свести до минимума число знаний, необходимых для оценки, и т.п. Данная система построена на базе Нечеткая продукционная системаРассмотрим правило «если X есть А, тогда Y есть В». В случае выводов в существующих продукционных системах, используя это правило, для данных «X есть А» можно получить вывод «7 есть В», но для данных «X есть А», в которых А немного отличается от А, только с помощью указанного правила получить вывод невозможно. Тем не менее человек даже из данных «X есть А» способен сделать вывод «У есть Е». Механизм выводов, подобный тому, который работает в мозгу человека, можно реализовать с помощью понятия нечеткого множества. Т. е. А можно переписать в виде нечеткого множества @А, данные - в виде «X есть @А», А и В в правиле представить в виде нечетких множеств (а) А и @В и делать выводы с помощью правила «если X есть @А, тогда Y есть @В». В результате можно сделать вывод «Y есть @В'» (@B' - нечеткое множество). Описание системы оценки срока службыДля достоверной оценки срока службы данная система выполняет следующие действия: 1) неоднократно в течение длительного времени ведет диалог со специалистом в области управления и технического обслуживания, приобретая у него специфичные знания; в частности, может приобретать эмпирические знания специалиста о причинах повреждения железобетонных перекрытий, о последствиях повреждений; 2) благодаря применению теории нечетких множеств становится возможной обработка нечеткостей, содержащихся в полученных после инспекции данных, и нечеткостей в знаниях, приобретенных у специалиста; 3) при оценке срока службы железобетонных перекрытий особо важным считается запас прочности. Для его оценки рассматриваются причины повреждений, их размер и последствия. Оценка срока службы выполняется для каждой панели в соответствии с последовательностью, показанной на рис. 4.6. Прежде всего по данным о повреждениях, полученным в результате осмотра, уточняется их вид. В системе определяются следующие виды повреждений: трещины, повреждения дорожного покрытия, арматуры, бетона и конструкций. Затем исходя из данных проектирования мостового сооружения и об окружающей среде высказываются предположения о причинах повреждений (табл. 4.3). Обычно предлагается несколько причин и для каждой причины рассматриваются наиболее вероятные повреждения, или мода повреждений. Мода состоит только из тех видов повреждений, которые возникают по данной причине. После идентификации моды повреждений по их причинам определяется Таблица 4.3. Причины повреждений (см. скан)
Рис. 4.6. Процедура оценки степени разрушения. степень повреждений арматуры, дорожного покрытия, бетона и трещин для каждой моды. Обобщая результаты, получают степень повреждений. Кроме того, для каждой причины определяют последствия повреждений. С помощью комплексной оценки полученных таким образом степени повреждений, последствий повреждений и времени, прошедшего после установки перекрытий, делают предположения о сроке службы для каждой моды повреждений. Метод оценки срока службыРассмотрим метод оценки срока службы, используемый в данной системе. Допустим, что перекрытия не подвергаются вредным воздействиям, которые не принимались в расчет при традиционном проектировании, тогда зависимость степени их повреждения от времени можно задать кривой
Рис. 4.7. Зависимость степени разрушения от срока службы. рис. 4.7. Кроме того, аналогичные зависимости для большой, довольно большой, средней, довольно малой и малой степеней повреждений соответственно можно представить прямыми
Рис. 4.8. Оценка срока службы. Следовательно, повреждения будут накапливаться вдоль линии, параллельной ПримерВ качестве примера рассмотрим трехпутный балочный мост, сооруженный в 1938 г. Данные проектирования и условия окружающей среды приведены в табл. 4.4. Поясним кратко процесс оценки для одной из его панелей Прежде всего по данным проектирования, условиям окружающей среды, местам приложения нагрузки от колес проходящего транспорта, данным проверки состояния панели Итак, благодаря введению нечеткой логики появляется возможность использования внутри правил слов естественного Таблица 4.4. Данные проектирования моста и условия окружающей среды (см. скан) языка, отражающих нечеткости, а также «трансплантации» в систему знаний в неизменном виде (представленных на естественном языке), полученных от экспертов. Кроме того, использованы понятия нечеткого вывода, что позволило получить по нечетким данным и знаниям правдоподобные выводы. В данной системе благодаря обстоятельному диалогу с экспертами по эксплуатации сооружений можно приобрести специальные знания, полезные для оценки. При этом Таблица 4.5. Результаты проверки состояния панели (см. скан) (см. скан) Рис. 4.9. Правила оценки причин разрушения. Таблица 4.6. Результаты оценки причин повреждений (см. скан) Таблица 4.7. Результаты оценки степени и последствий повреждений (см. скан) Таблица 4.8. Результаты оценки срока службы (см. скан) оценка срока службы железобетонных перекрытий по причинам, степени и последствиям повреждений позволяет получить результаты, которые можно непосредственно использовать для принятия решений при эксплуатации сооружений.
|
1 |
Оглавление
|