Главная > Прикладные нечеткие системы
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4.4. ПОМОЩЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

4.4.1. ВВЕДЕНИЕ

Саймон [16] утверждал, что деятельность человека в области принятия решений имеет четыре аспекта (табл. 4.9). Различные методы математического планирования, теории оценки и эффективности, разработанные в результате активных исследований в 60-е и 70-е годы, сводились к нахождению максимума (минимума) значений оценочных функций при условии строгой формализации проблемы. Все они имеют отношение к избирательной и исследовательской деятельности. В последующие годы в таких проектах, как «Динамика мирового развития», ISM, DEMATEL, «Диаграммы познания», стали обращать внимание на рационализацию управления предприятиями, проблемы охраны окружающей среды, международную политику и другие области знаний. Для подобных проблем, строгая формализация и представление которых с помощью числовых аналитических моделей невозможны, методами «мозговой атаки», анкетирования, анализа документации и другими методами старались выделить важнейшие моменты поставленной проблемы и графически представить ее структуру в виде взаимосвязей между этими моментами [17]. Соответствующие методы, которые предусматривали тщательное изучение альтернативных проектов, предложенных на конкурсной основе заинтересованными в решении данной проблемы лицами с целью прийти, образно говоря, к согласию через борьбу на ринге, можно отнести к конструктивной деятельности. Каждый из указанных выше аспектов принятия решений становится реальным при условии строгой

Таблица 4.9. Деятельность человека в области принятия решений

формализации проблемы на основе ее абстрагирования, хорошей структуризации, оценки важнейших моментов и других сторон понимания сути проблемы. Это уже соответствует информационной деятельности и по существу во многом зависит от комплексной оценки специалистов, эвристики и других субъективных факторов. Стремительная научно-техническая революция, в частности информатизация общества, обусловленная распространением компьютеров, делает неизбежным диалог с компьютерами в условиях избытка информации, превышающего границы познания человека. В результате человек теряет свободу мышления, необходимую ему для понимания сути проблемы и ее перспектив. Самое актуальное требование в области принятия решений - предоставление человеку средств помощи для оценки решений и сжатого представления сущности проблемы и контекста смены событий. Другими словами, необходима разработка систем помощи для информационной и конструктивной деятельности, основанной на понимании сущности проблемы. С этой целью необходимо приблизить к человеку уровень его взаимодействия с компьютером и пересмотреть алгоритмы функций обработки информации с субъективных качественных позиций и на основе нечетких фактов и событий. Первым подходом в этой области стала модель Бартлетта процесса познания человека, на которую обратили внимание в начале 70-х годов. Это процесс интерпретации событий, обладающих некоторой последовательностью благодаря активизации снизу вверх гипотез на основе фрагментарной информации от объектов и сопоставлению гипотез об объектах сверху вниз [18]. Данная модель позволяет качественно объяснить такие особенности обработки знаний человеком, как распознавание и запоминание достоверной схемы событий, интуитивный и быстрый систематический поиск, решения, оценки и другой активный поиск информации, побуждаемый ожиданиями и надеждами.

Ниже рассмотрена система помощи в принятии стратегических решений политических и общественных проблем, которая построена на основе единичных событий (принимаемых за гипотезы в указанной выше модели), сценария (под которым подразумевается цепочка единичных событий) и функций обобщения событий (основанных на понятиях нечетких множеств).

1
Оглавление
email@scask.ru