Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.4. ПОМОЩЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ4.4.1. ВВЕДЕНИЕСаймон [16] утверждал, что деятельность человека в области принятия решений имеет четыре аспекта (табл. 4.9). Различные методы математического планирования, теории оценки и эффективности, разработанные в результате активных исследований в 60-е и 70-е годы, сводились к нахождению максимума (минимума) значений оценочных функций при условии строгой формализации проблемы. Все они имеют отношение к избирательной и исследовательской деятельности. В последующие годы в таких проектах, как «Динамика мирового развития», ISM, DEMATEL, «Диаграммы познания», стали обращать внимание на рационализацию управления предприятиями, проблемы охраны окружающей среды, международную политику и другие области знаний. Для подобных проблем, строгая формализация и представление которых с помощью числовых аналитических моделей невозможны, методами «мозговой атаки», анкетирования, анализа документации и другими методами старались выделить важнейшие моменты поставленной проблемы и графически представить ее структуру в виде взаимосвязей между этими моментами [17]. Соответствующие методы, которые предусматривали тщательное изучение альтернативных проектов, предложенных на конкурсной основе заинтересованными в решении данной проблемы лицами с целью прийти, образно говоря, к согласию через борьбу на ринге, можно отнести к конструктивной деятельности. Каждый из указанных выше аспектов принятия решений становится реальным при условии строгой Таблица 4.9. Деятельность человека в области принятия решений
формализации проблемы на основе ее абстрагирования, хорошей структуризации, оценки важнейших моментов и других сторон понимания сути проблемы. Это уже соответствует информационной деятельности и по существу во многом зависит от комплексной оценки специалистов, эвристики и других субъективных факторов. Стремительная научно-техническая революция, в частности информатизация общества, обусловленная распространением компьютеров, делает неизбежным диалог с компьютерами в условиях избытка информации, превышающего границы познания человека. В результате человек теряет свободу мышления, необходимую ему для понимания сути проблемы и ее перспектив. Самое актуальное требование в области принятия решений - предоставление человеку средств помощи для оценки решений и сжатого представления сущности проблемы и контекста смены событий. Другими словами, необходима разработка систем помощи для информационной и конструктивной деятельности, основанной на понимании сущности проблемы. С этой целью необходимо приблизить к человеку уровень его взаимодействия с компьютером и пересмотреть алгоритмы функций обработки информации с субъективных качественных позиций и на основе нечетких фактов и событий. Первым подходом в этой области стала модель Бартлетта процесса познания человека, на которую обратили внимание в начале 70-х годов. Это процесс интерпретации событий, обладающих некоторой последовательностью благодаря активизации снизу вверх гипотез на основе фрагментарной информации от объектов и сопоставлению гипотез об объектах сверху вниз [18]. Данная модель позволяет качественно объяснить такие особенности обработки знаний человеком, как распознавание и запоминание достоверной схемы событий, интуитивный и быстрый систематический поиск, решения, оценки и другой активный поиск информации, побуждаемый ожиданиями и надеждами. Ниже рассмотрена система помощи в принятии стратегических решений политических и общественных проблем, которая построена на основе единичных событий (принимаемых за гипотезы в указанной выше модели), сценария (под которым подразумевается цепочка единичных событий) и функций обобщения событий (основанных на понятиях нечетких множеств).
|
1 |
Оглавление
|