Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Глава II. Задача обучения машин распознаванию образов
§ 1. Задача имитации
Какую же задачу решает программа,
моделирующая процесс выработки понятий? Попытаемся формализовать постановку
такой задачи.
Некто, для определенности будем
говорить учитель, предъявляет машине ситуации и о каждой сообщает, к какому из классов она
относится. Для простоты будем полагать , так как при любом другом числе классов
последовательным разделением на два класса можно построить разделение и на классов. Для этого
достаточно провести разделений
по принципу: первое – отделяет элементы первого класса от всех остальных, а -е – элементы -го класса от всех
остальных.
Будем считать, что входная
ситуация описывается вектором . Координаты этого вектора могут выражать
яркости точек изображения при распознавании зрительных образов, энергию в
различных полосах спектра для звуковых образов, значения симптомов в задачах
медицинской диагностики, значения параметров систем в технических задачах
распознавания и т. д.
Последовательность ситуаций с
указанием, к какому классу они относятся, называется обучающий
последовательностью.
Задача заключается в том, чтобы
построить такую программу, которая, используя обучающую последовательность,
вырабатывала бы правило, позволяющее классифицировать вновь предъявляемые
«незнакомые» ситуации (вообще говоря, отличные от входивших в обучающую
последовательность) примерно так же, как учитель.
Иначе говоря, программа должна
имитировать учителя.
Слово «учитель» здесь понимается
широко. В частности, это может быть человек (например, при обучении
распознаванию рукописных знаков). Здесь цель обучения – классифицировать
рукописные знаки примерно так, как это умеет человек. Под учителем может
пониматься и природа. Так, одной из важных задач медицинской дифференциальной
диагностики является различение центрального рака легкого от воспаления легкого
по рентгенологическим данным и клинической картине болезни.
Здесь в качестве материала
обучения берутся случаи с точно установленными диагнозами (верифицированные).
Цель обучения – выработать правило, позволяющее по клиническим данным
дифференцировать заболевания примерно так же, как с помощью верификации.