Главная > Теория распознавания образов (статистические проблемы обучения)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 8. Двухуровневая схема распознавания

Итак, исследование персептрона приводит к рассмотрению двухуровневой модели. На первом уровне осуществляется отображение исходного пространства описаний  в новое пространство . На втором уровне реализуется алгоритм обучения – построение разделяющей гиперплоскости в этом новом пространстве на основании обучающей последовательности.

Для того чтобы вторая часть могла решать свою задачу, необходимо, чтобы после отображения  множества векторов, соответствующие разным классам, были разделимы гиперплоскостью.

Возникает естественный вопрос, насколько универсальна идея персептрона, т. е. существует ли такое отображение, при котором любые два непересекающихся в исходном пространстве множества были бы разделимы в новом пространстве гиперплоскостью.

Оказывается, да – универсальна. При не слишком стеснительных ограничениях, например, считая исходное пространство бинарным, такое отображение действительно можно построить. В. А. Якубович показал даже, что преобразование

может быть осуществлено с помощью пороговых функций, т. е. буквально можно построить универсальный персептрон.

Беда лишь в том, что у универсального персептрона:

а) размерность спрямляющего пространства оказывается огромной,

б) почти для всех пар непересекающихся в исходном пространстве множеств отношение  в спрямляющем пространстве чрезмерно велико.

Как будет показано ниже, это приводит к катастрофически большой оценке необходимой длины обучающей последовательности.

Поэтому всякая реальная машина должна использовать специализированное отображение , при котором лишь относительно немногие пары непересекающихся в исходном пространстве множеств переходят в разделимые гиперплоскостью.

Выбор такого отображения тесно связан со спецификой данной задачи обучения и должен делаться в нашей схеме до начала обучения, т. е. опираться на априорные сведения о природе распознаваемых образов.

Например, при распознавании изображений в качестве функций  берутся такие функции, которые по набору чисел , характеризующих яркость точек рецепторного поля, строят новые описания в терминах кривых, пересечений, кривизны и т. п.

Совсем иные преобразования могут понадобиться при применении распознавания, скажем, в медицине или геологии. В каждой конкретной области приложений выбор отображения чрезвычайно сильно связан с конкретными особенностями этой области знаний.

В пределе наилучшее отображение будет таким, когда все точки, относящиеся к одному классу в исходном пространстве, перейдут в одну точку (а разные классы, естественно, в разные точки). При таком отображении задача обучения совсем вырождается, так как для обучения достаточно показать по одному представителю каждого класса. Построение такого пространства является недосягаемой мечтой всякого, кто строит отображения по априорным данным.

На практике же оказывается, что построение даже «хорошего» спрямляющего пространства представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Поэтому часто в построенном пространстве целесообразно искать разделение не с помощью гиперплоскостей, а с помощью более сложных разделяющих поверхностей. Строго говоря, такая схема уже не является персептронной. Однако это обстоятельство никак не меняет основного принципа построения машины, обучающейся распознаванию образов: машина реализует двухэтапную систему обучения, где на первом этапе по априорным данным задается класс возможных решающих правил, а на втором этапе из заданного множества решающих правил выбирается нужное. С этой точки зрения персептрон Розенблатта реализует некоторые кусочно-линейные решающие правила: задание отображения определяет возможные для данного персептрона кусочно-линейные решающие правила, а алгоритм настройки весов позволяет выбрать в заданном множестве решающих правил нужное.

Итак, задача обучения машин распознаванию образов приводит к двухэтапной схеме распознавания. В эту схему укладываются отнюдь не только персептроноподобные распознающие машины – во всякой программе распознавания априори заложен некоторый запас решающих правил, выбранный из тех или иных соображений (например, решающие правила, реализуемые булевыми функциями определенного вида, пороговыми функциями, функциями, инвариантными относительно определенных преобразований, и т. д.). И только из этого запаса с помощью обучающей последовательности выбирается нужное правило.

В дальнейших главах книги мы ограничимся исследованием второго этапа решения задачи. Именно эта часть задачи была предметом исследования большинства (если не всех) теоретических работ по распознаванию, не привязанных к конкретным приложениям.

Проблемы, возникающие здесь, тесно переплетаются с задачами математической статистики. С точки зрения математической статистики не очень существенно, какова природа решающих правил. Как будет показано, основную роль здесь играют некоторые общие статистические характеристики класса решающих правил в целом.

 

1
Оглавление
email@scask.ru