Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 8. Двухуровневая схема распознаванияИтак, исследование персептрона
приводит к рассмотрению двухуровневой модели. На первом уровне осуществляется
отображение исходного пространства описаний
Для того чтобы вторая часть могла
решать свою задачу, необходимо, чтобы после отображения Возникает естественный вопрос, насколько универсальна идея персептрона, т. е. существует ли такое отображение, при котором любые два непересекающихся в исходном пространстве множества были бы разделимы в новом пространстве гиперплоскостью. Оказывается, да – универсальна. При не слишком стеснительных ограничениях, например, считая исходное пространство бинарным, такое отображение действительно можно построить. В. А. Якубович показал даже, что преобразование
может быть осуществлено с помощью пороговых функций, т. е. буквально можно построить универсальный персептрон. Беда лишь в том, что у универсального персептрона: а) размерность спрямляющего пространства оказывается огромной, б)
почти для всех пар непересекающихся в исходном пространстве множеств отношение Как будет показано ниже, это приводит к катастрофически большой оценке необходимой длины обучающей последовательности. Поэтому всякая реальная машина
должна использовать специализированное отображение Выбор такого отображения тесно связан со спецификой данной задачи обучения и должен делаться в нашей схеме до начала обучения, т. е. опираться на априорные сведения о природе распознаваемых образов. Например, при распознавании
изображений в качестве функций Совсем иные преобразования могут понадобиться при применении распознавания, скажем, в медицине или геологии. В каждой конкретной области приложений выбор отображения чрезвычайно сильно связан с конкретными особенностями этой области знаний. В пределе наилучшее отображение будет таким, когда все точки, относящиеся к одному классу в исходном пространстве, перейдут в одну точку (а разные классы, естественно, в разные точки). При таком отображении задача обучения совсем вырождается, так как для обучения достаточно показать по одному представителю каждого класса. Построение такого пространства является недосягаемой мечтой всякого, кто строит отображения по априорным данным. На практике же оказывается, что построение даже «хорошего» спрямляющего пространства представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Поэтому часто в построенном пространстве целесообразно искать разделение не с помощью гиперплоскостей, а с помощью более сложных разделяющих поверхностей. Строго говоря, такая схема уже не является персептронной. Однако это обстоятельство никак не меняет основного принципа построения машины, обучающейся распознаванию образов: машина реализует двухэтапную систему обучения, где на первом этапе по априорным данным задается класс возможных решающих правил, а на втором этапе из заданного множества решающих правил выбирается нужное. С этой точки зрения персептрон Розенблатта реализует некоторые кусочно-линейные решающие правила: задание отображения определяет возможные для данного персептрона кусочно-линейные решающие правила, а алгоритм настройки весов позволяет выбрать в заданном множестве решающих правил нужное. Итак, задача обучения машин распознаванию образов приводит к двухэтапной схеме распознавания. В эту схему укладываются отнюдь не только персептроноподобные распознающие машины – во всякой программе распознавания априори заложен некоторый запас решающих правил, выбранный из тех или иных соображений (например, решающие правила, реализуемые булевыми функциями определенного вида, пороговыми функциями, функциями, инвариантными относительно определенных преобразований, и т. д.). И только из этого запаса с помощью обучающей последовательности выбирается нужное правило. В дальнейших главах книги мы ограничимся исследованием второго этапа решения задачи. Именно эта часть задачи была предметом исследования большинства (если не всех) теоретических работ по распознаванию, не привязанных к конкретным приложениям. Проблемы, возникающие здесь, тесно переплетаются с задачами математической статистики. С точки зрения математической статистики не очень существенно, какова природа решающих правил. Как будет показано, основную роль здесь играют некоторые общие статистические характеристики класса решающих правил в целом.
|
1 |
Оглавление
|