10. Определение технико-экономических показателей дросселя
Как указано в гл. 1, дроссель как самостоятельное изделие характеризуется технико-экономическими показателями. В качестве таковых берут полный вес дросселя G, его объем (физический V и габаритный Г) и стоимость Ц. При определении показателей пользуются понятиями о синтезирующих показателях эффективности, учитывающих также и вес источника питания или стоимость потребляемой энергии.
Для простоты расчетов можно пользоваться частичными показателями. Под весом дросселя можно понимать фактический вес сердечника и обмотки (без учета веса каркасов и изоляционных прокладок), под габаритным объемом — объем, определяемый произведением габаритных размеров дросселя, под физическим — объем активных материалов сердечника и обмотки и, наконец, под стоимостью — загводскую себестоимость сердечника и обмотки (без учета стоимости каркасов).
Вес дросселя G, его габаритный и физический объемы Г и V можно определять по формулам табл. 4.7.
Фактический вес обмотки можно найти из выражения
где — вес одного метра провода заданного диаметра.
Вес проводникового материала
где — сопротивление обмотки дросселя, приведенное к температуре .
Стоимость дросселя можно найти из выражения
где — вес активных материалов сердечника и обмотки; — цены за один грамм сердечника и обмотки (без учета стоимости каркасов) в готовом дросселе.
Иногда для оценки технико-экономической эффективности дросселя пользуются удельными показателями. Собирательно их можно выразить формулой
где Э — либо вес, либо объем, либо стоимость дросселя; — его соответствующий удельный показатель.
Укажем, что при проектировании дросселей меньший сердечник не соответствует тому, что дроссель в целом будет иметь минимум технико-экономического показателя. Поэтому при проектировании дросселей со стандартными магнитопроводами окончательный выбор сердечника можно сделать только путем нескольких просчетов дросселя (по крайней мере с двумя разными магнитопроводами).