Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе кратко рассмотрены важнейшие проблемы факторного анализа. При этом мы не стремились к их глубокому и всестороннему изложению по причинам, упомянутым во введении. Мы пытались также продемонстрировать вычислительную процедуру центроидного метода, являющегося основным и широко распространенным на практике, чтобы читатель получил возможность приступить к самостоятельным попыткам использовать этот метод для анализа конкретного материала. Остается еще отметить, что, учитывая вводный, ознакомительный характер работы и ее ограниченные рамки, мы сознательно опустили ряд более тонких и одновременно существенных проблем факторного анализа. Например, не рассматривались хорошо разработанные в специальной литературе графические методы вращения, были опущены также проблемы, касающиеся предвидения результатов отдельных людей при выполнении определенных заданий с учетом систем факторных нагрузок. Не затрагивались проблемы статистических критериев, которые приобретают все большее значение в факторном анализе. Со всеми этими проблемами заинтересованный читатель сможет ознакомиться в фундаментальных работах или специальных исследованиях по факторному анализу. Для облегчения таких поисков в конце книги приведена довольно обширная библиография, составленная так, чтобы ознакомление с ней создало по возможности полную картину основных направлений исследований. В заключение необходимо уделить немного внимания прежде всего проблеме возможного использования факторного анализа в психологии. При этом вкратце будут упомянуты некоторые наиболее дискуссионные проблемы, связанные с основными предположениями факторного анализа. По мнению многих видных представителей факторного анализа, существуют два основных направления возможного использования факторных методов. Первое из них и в то же время основное — это включение факторного анализа как вспомогательного инструмента в процесс разработки проблем, имеющих фундаментальный, теоретический характер. На этом пути факторные методы могут оказаться весьма ценными, а в некоторых случаях привести даже к решению спорных вопросов. Вторая возможность — это чисто практическое применение, прежде всего в таких отраслях прикладной психологии, как психология труда, клиническая или воспитательная психология. Здесь факторный анализ может содействовать совершенствованию методов решения практических задач, которые ставятся перед психологами промышленностью, связью, образованием и другими отраслями. Попытаемся проиллюстрировать с помощью нескольких примеров эти два основных направления использования факторного анализа. Что касается теоретических проблем психологии, к решению которых привлекается факторный анализ, то на первом плане находится изучение структуры способностей. Исторически, как мы уже знаем, факторный анализ возник именно при изучении Спирмэном структуры умственных способностей. Исследования в этой области быстро расширялись за счет включения и других видов способностей, а с момента создания Тэрстоуном основ многофакторного анализа поиск основных факторов этого типа стал опираться на глубокие теоретические основы. Тэрстоун, как известно, вскрыл при помощи методов многофакторного анализа некоторое число основных факторов, которые были названы им первичными, или основными, способностями. Существует еще ряд открытых вопросов (касающихся способностей), которые, по мнению представителей факторного анализа, могут быть в основном решены с помощью факторного подхода. Например, важную, горячо дискутируемую проблему о том, в какой мере способность может быть сформирована путем упражнений, можно сформулировать более конкретно с помощью факторного анализа. Исследования должны идти в направлении определения того, насколько каждая из основных способностей может сформироваться в результате обучения. В процессе развития факторного анализа область его применения вышла за рамки способностей, включив в себя прежде всего такое важное направление, как психология личности. Одно из важнейших достижений здесь связано с именем Р. Б. Кеттелла, опубликовавшего в 1946 г. большую работу, посвященную проблеме личности. Эта работа использовала факторный анализ и его результаты. В этом направлении также удалось определить основные факторы личности. Исследования опирались главным образом на данные, полученные при помощи различных анкет, включавших вопросы личного характера. Есть также работы в области проекционных методов, например тестов Роршаха. Этим не ограничивается область применения факторного анализа. В богатой литературе по предмету встречаются работы и по другим направлениям, не связанным с проблемой индивидуальных различий. Например, есть работы по использованию факторного анализа в психологии визуальных и слуховых наблюдений. Ряд исследователей занимался такими специальными проблемами, как анализ эстетических суждений или чувства юмора. Экспериментальная психология выдвигает большое количество различных проблем, в которых решающую роль играют глубинные процессы. Исследование таких процессов, как обучение, память, мышление, мотивация и т. п., опирается, как правило, на какие-либо виды оценок или наблюдений, которые имеют факторный характер. Существующие здесь базисные психологические переменные, трактуемые гипотетически и описательно, в принципе скрыты глубоко под поверхностью явлений. Применение факторного анализа во всех таких случаях может в значительной степени содействовать объяснению и познанию ситуации. Самой широкой областью практического использования достижений факторного анализа является, как и ранее, психология труда и воспитания, точнее говоря, проблема выбора профессии и профессиональной ориентации. Здесь в связи с использованием факторного анализа было разработано много тестов, применяющихся в промышленности и связи и в различного вида школах. С помощью факторных методов в США разработано большое число тестов, использующихся для подбора и подготовки персонала различных учреждений. В настоящее время проявляется интерес к анализу требований, которые ставятся перед людьми определенных профессий. Факторный подход к отдельным профессиям позволит сознательно и целенаправленно конструировать методы подбора, которые будут опираться на системы факторов. В заключение вспомним о некоторых сомнениях, высказываемых в адрес факторного анализа. Одно из них связано с чисто количественным математическим характером метода, могущим порождать формализм и отрыв от реальной конкретной основы фактов. Действительно, некритическое использование статистических показателей, какими, несомненно, являются факторные нагрузки, может быть чревато такими последствиями. Однако мы полагаем, что более глубокое изучение метода может сгладить эти опасения. При использовании факторного анализа решающим моментом является интерпретация рассчитанных факторов, т. е. переход от количественного к качественному анализу. Количественные показатели, какими являются факторные нагрузки, имеют лишь некоторое косвенное значение: их система при анализируемых переменных свидетельствует просто о существовании фактора определенного вида, т. е. представляет собой след, определяющий направление интерпретации. Чтобы такой след выводил на правильный путь, должны, очевидно, выполняться различные условия, которые рассматривались при обсуждении процедуры факторного анализа. Например, основу факторного анализа составляют коэффициенты корреляции. Если они вызывают сомнения, то вся процедура теряет смысл. Поэтому первым основным условием является точность наблюдений и расчет коэффициентов, выражающих реальные зависимости. Иногда говорят, что понятие «фактора» излишне усложняет проблему в результате введения в анализ промежуточного звена, не нужного для выяснения проблемы. Рассмотрим это на типичном примере, взятом из психологии труда. Допустим, что психолог, ведущий исследования в области подбора кадров, определил положительную корреляцию между результатами определенной серии тестов и каким-либо критерием успешного выполнения данного вида работы. В этом случае можно утверждать, что эффективность (диагностичность) данной серии тестов была подтверждена экспериментально. С точки зрения «прикладника» этого достаточно, поскольку для него безразлично, какие глубинные процессы находят отражение в тестах. Однако часто оказывается, что та же самая серия тестов, реализованная в другой группе людей, никак не коррелирует с критерием, т. е. такая корреляция близка к нулю. Не зная факторной структуры как тестов, так и примененного критерия, нельзя объяснить такого удивительного поворота событий. Если неизвестны причина данной корреляции и вызывающие ее общие факторы, то неизбежны большие ошибки. Случайно подобранные тесты имеют очень сложную факторную структуру. Не зная ее, нельзя предвидеть изменения, которые произойдут при использовании тестов в других обстоятельствах, например в группе лиц, подобранных иначе с точки зрения возраста, образования и т. п. При этом можно неосознанно элиминировать именно тот фактор, который прежде выбывал корреляцию. Утверждают также, что факторы — это статистические показатели, не учитывающие динамики развития личности и происходящих в ней изменений. Представляется, что такие аргументы слабо обоснованы. Никакие предположения факторного анализа не требуют такой статичности факторов, факторы могут с тем же успехом выражать влияния биологического характера, как и влияния, обусловленные средой. Эти факторы могут быть относительно постоянными или быстро изменяться, быть статичными или динамическими. Каждый выделенный фактор может и должен изучаться с учетом его характера, времени действия, связи с другими факторами и других обстоятельств. Мы не имеем возможности глубоко рассмотреть здесь все проблемы, связанные с факторным анализом и являющиеся предметом дискуссии. В заключение целесообразно подчеркнуть еще раз, что наилучший путь-к определению собственного отношения ко всем спорным вопросам заключается в глубоком усвоении факторной теории и накоплении опыта в области критического и продуманного применения его методов для анализа конкретного материала.
|
1 |
Оглавление
|