Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 3. Двумерные собственные колебания
Сейчас
мы перейдем к рассмотрению очень интересного поведения собственных гармоник в
двумерных колебаниях. До сих пор мы говорили только об одномерных колебаниях:
натянутой струне или звуковых волнах в трубе. В конце концов мы должны
добраться до трех измерений, но сначала давайте остановимся на более легком
этапе - этапе двумерных колебаний. Возьмем для большей определенности прямоугольный
резиновый барабан, перепонка которого закреплена по краям так, что на прямоугольном
крае барабана она перемещаться не может. Пусть размеры прямоугольника будут
равны
Фиг. 49.4. Колебание прямоугольной пластинки. Суперпозиция
этих волн в результате дает нулевое перемещение при Однако
нам нужно получить узел не только на линии
Точно
таким же образом, т. е. сложением еще двух функций
Тогда окончательный результат таков: волны, «заключенные» в ящике, имеют вид стоячей волны, т. е. образуют какие-то определенные собственные гармоники. Таким
образом, если мы хотим иметь дело с собственными гармониками, то должны
удовлетворить двум написанным выше условиям. Для начала давайте найдем длину
волны. Исключив из уравнений (49.7) и (49.8) угол
которое
легко разрешить относительно
Итак,
мы определили длину волны через два целых числа, а по длине волны мы немедленно
получаем частоту Этот
результат настолько важен и интересен, что необходимо теперь получить его
строго математически без использования аналогий с отражением. Давайте
представим колебание в виде суперпозиции четырех волн, подобранных таким
образом, чтобы все четыре линии
Из
рисунка ясно, что Таким
образом, наше выражение для перемещения прямоугольной перепонки барабана
(назовем это перемещение
Хотя выглядит это довольно неприглядно, сумма таких экспонент, в сущности, не так уж громоздка. Их можно свернуть в синусы, так что перемещение, как оказывается, приобретает вид
Другими
словами, получились знакомые синусоидальные колебания, форма которых тоже
синусоидальна как в направлении оси Возьмем
теперь для примера прямоугольник, ширина которого вдвое больше высоты. Если
положить
В табл. 49.1 перечислено несколько простых гармоник и качественно показана их форма. Таблица 49.1 ПРОСТЫЕ ГАРМОНИКИ И ИХ ФОРМА
Следует отметить наиболее важную особенность этого частного случая - частоты не кратны ни друг другу, ни какому-то другому числу. Представление о том, что собственные частоты гармонически связаны друг с другом, в общем случае неверно. Оно неверно ни для системы размерности, большей единицы, ни даже для одномерной системы, более сложной, чем однородная и равномерно натянутая струна. Простейшим примером может служить подвешенная цепочка, натяжение которой вверху меньше, чем внизу. Если возбудить в такой цепочке гармонические колебания, то возникнут собственные гармоники с различными частотами, однако частоты не будут просто кратными какому-то числу, да и сама форма гармоник больше не будет синусоидальной. Еще причудливей оказываются гармоники более сложных систем. Человеческий рот, например, представляет собой полость, расположенную над голосовыми связками. Движением языка и губ можно создать либо трубу с открытым концом, либо трубу с закрытым концом, причем диаметры и формы этой трубы будут различными. В общем это страшно сложный резонатор, но тем не менее все же резонатор. При разговоре мы с помощью голосовых связок создаем какой-то тон. Тон этот довольно сложен, в него входит множество звуков, но благодаря различным резонансным частотам полость рта еще больше модифицирует его. Певец, например, может петь различные гласные: «а», «о», «у» и еще другие с той же самой высотой, но звучат они по-разному, ибо различные гармоники по-разному резонируют в этой полости. Огромную роль резонансных частот полости в образовании голосовых звуков можно продемонстрировать на очень простом опыте. Как известно, скорость звука обратно пропорциональна квадратному корню из плотности, поэтому для разных газов она различна. Если вместо воздуха мы используем гелий, плотность которого меньше, то скорость звука в нем окажется больше и все резонансные частоты полости будут больше. Следовательно, если бы мы могли перед тем, как начать говорить, наполнить наши легкие гелием, то, хотя голосовые связки по-прежнему колебались бы с той же частотой, характер нашего голоса резко изменился бы.
|
1 |
Оглавление
|