Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1. Основные понятия теории принятия решений1.1. Системы поддержки принятия решений и их место в информационно-управляющих системахВсе процессы функционирования современного промышленного предприятия, от проектирования изделия до его продажи, тесно взаимосвязаны и требуют четкого централизованного управления. Основные решения, принимаемые на уровне руководителя предприятия, невозможно реализовать без развитой информационной инфраструктуры. Качество информационного обеспечения управления - один из важных факторов, определяющих действенность принимаемых управленческих решений. Отсутствие слаженной системы информационного обеспечения управления приводит к вероятностному характеру принимаемых управленческих решений, дублированию в сборе информации, потерям нужной информации и, как следствие, к невысокой эффективности управления. Создание ИУС предприятия позволяет оптимизировать сложившиеся каналы сбора информации и обеспечить более полное удовлетворение информационных потребностей руководителей и коллектива в целом. Существующие же в настоящее время системно-технические инфраструктуры большинства предприятий обеспечивают в той или иной мере только отдельные виды производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности и управления; в целом уровень ИУС не соответствует современному уровню информационных технологий и теоретических разработок по данной проблеме. ИУС представляет собой сложную многоуровневую информационную систему, гарантирующую автоматизированное управление всеми подсистемами управляющей системы и видами деятельности предприятия. Наглядную укрупненную модель ИУС можно представить в виде взаимодействия трех подсистем (рис. 1.1). Программа создания ИУС предусматривает три этапа [84]: совершенствование и развитие существующей системы сбора и обработки информации по критерию максимального и оперативного обеспечения управляющих структур и руководства предприятия всей необходимой и достоверной информацией в необходимые сроки; развитие ИУС в целях автоматизации поддержки принятия управленческих решений; построение стратегической информационно-управляющей системы предприятия. Основная цель второго этапа - создание системы поддержки принятия решений как подсистемы ИУС, повышающей качество оперативных, тактических и стратегических решений.
Рис 1.1. Модель информационно-управляющей системы промышленного предприятия Первый этап можно рассматривать как процесс развития ИС, который в настоящее время уже в какой-то мере реализован большинством предприятий. В то же время, вопросы разработки СППР до сих пор являются одними из наиболее обсуждаемых и актуальных [52, 66, 101, 121], что связано со все более возрастающей ролью квалифицированно принятых решений в процессе оптимального управления, с одной стороны, и недостаточно развитыми, реализованными на сегодняшний день, СППР, с другой стороны. Создание и внедрение СППР в ИУС предприятия требует поэтапной разработки и развития совокупности всех обеспечивающих подсистем СППР: технического, математического, программного, информационного, организационного обеспечения. В монографии рассматриваются вопросы разработки математического и программного обеспечения как совокупности математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач поддержки принятия решений. Центральное место в сложной, многогранной и трудоемкой деятельности по организационному управлению промышленным предприятием занимают процессы принятия решений. Цикл управления организацией начинается с этапа получения по информационным каналам задания от вышестоящего звена, уяснения поставленных задач и оценки возможности их выполнения в соответствии с имеющимися ресурсами и условиями [111]. На втором этапе производится декомпозиция общей задачи управления на задачи подчиненных элементов, т.е. распределяются работы между подразделениями организации согласно их функциональному предназначению и возможностям. Эта деятельность составляет процесс принятия решений на втором этапе цикла управления. Следующий этап начинается с передачи по информационным каналам организации принятию решений. Подчиненным звеньям управления передается подробное задание, а вышестоящему звену сообщается обобщенная характеристика принятого решения. Далее следует этап оперативного управления и контроля, по результатам которого принимаются решения. Исходя из определенных таким способом этапов, управление промышленным предприятием можно представить как циклический процесс информационного обмена и принятия решений в звеньях иерархии. Анализ решений в процессе промышленного производства и характера деятельности по их поддержке позволяет выделить 10 основных областей решений, принимаемых на предприятии (объединении) в ходе выпуска изделий [66] - развитие: установление количественных и качественных показателей развития предприятия (объединения), выбор капиталовложений, реконструкция и новое строительство, снятие изделия с промышленного производства; реорганизация: слияние с другими предприятиями, создание совместных предприятий, изменение внутренней организационной структуры; управление: выбор производственной программы, регулирование производства, внедрение новой продукции в производство; проектирование: разработка нового изделия, разработка новой ресурсосберегающей технологии производства продукции; технология: техническое и технологическое перевооружение производства, технологическая подготовка выпуска нового изделия; снабжение: определение круга поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий; реализация: выбор перспективных рынков сбыта продукции, определение круга потребителей изделия, заказчиков; обслуживание: открытие собственных обслуживающих центров, пересмотр технических условий и требований к изделию; кадры: аттестация, обучение, создание благоприятных производственных условий; социально-бытовые услуги: жилищное строительство, культурно-просветительные мероприятия, организация работы подведомственных оздоровительных учреждений. Оказание помощи руководителю во всех перечисленных направлениях функционирования предприятия, осуществляемое систематически, по определенным процедурам, в индивидуальном порядке или в условиях коллективной работы, но каждый раз ориентированное на выработку конкретных и конечных решений сложных неструктурированных проблем, за принятие которых отвечает руководитель, - это основная функция СППР, которая является подсистемой информационно-управляющей системы промышленного предприятия. СППР - это система, включенная в организационную среду и оказывающая помощь руководителю в получении приемлемых решений неструктурированных проблем, включающая в себя следующие этапы: анализ ситуаций и постановка проблем, формирование и выбор вариантов решений, организация выполнения решений, контроль выполнения решений (рис. 1.2).
Рис 1.2. Схема функционирования СППР Существуют различные типы СППР. В зависимости от уровня процессов управленческих решений - индивидуального, группового, организационного и межорганизационного, - выделяют соответствующие типы СППР. Индивидуальная СППР обслуживает отдельно взятое лицо, принимающее решение - руководителя объединения, предприятия, организации. Возможности такой системы зависят от личных качеств руководителя, его знаний, навыков, опыта. На структуру и конфигурацию системы непосредственное влияние оказывают стили мышления и руководства конкретного лица - пользователя системы. Групповая СППР ориентирована на обслуживание группы лиц, взаимодействующих между собой при решении какой-либо проблемы. Поддержка процесса выработки групповых решений осуществляется за счет устранения коммуникационных барьеров между членами группы, применения количественных методов анализа решений группой лиц, рациональной организацией самих процедур работы группы. Организационные и межорганизационные СППР применяются при анализе сложных проблем комплексного, междисциплинарного характера, для решения которых нужны знания и опыт в самых разнообразных областях. В зависимости от типа принимаемых решений подразделяют различные уровни СППР: оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций на коротком временном интервале (неделя, декада, месяц и т.д.). На этом уровне велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Оперативные решения, как правило, принимаются при анализе проблем низовых звеньев организации, ее участков, рабочих мест. Тактический уровень обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. Тактические решения принимаются на более длительном промежутке времени (квартал, полугодие и т.д.). На этом уровне объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. Тактические решения характерны для подсистем ИУС. Стратегический уровень обеспечивает выработку решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Такой тип решений характеризует длительный временной интервал (годы, несколько лет и т.д.), и сфера действия - весь управляемый объект в целом (предприятие, межорганизационный комплекс и т.д.). Классификация СППР приведена на рис. 1.3.
Рис 1.3. Классификация СППР
|
1 |
Оглавление
|