Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 1.2. Компьютерная поддержка принятия решенийПоддержки принятия решений существуют длительное время, но с возникновением вычислительной техники появилась информационная технология поддержки принятия решений, главной особенностью которой является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Первоначально компьютер рассматривался лишь как средство «машинизации» методов принятия решений, как средство быстрой реализации вычислений. В настоящее время компьютер является партнером человека в принятии решений. СППР создается обычно для определенного класса задач и обеспечивает поддержку ЛПР при анализе проблемы. ЛПР запрашивает необходимые данные, изучает проблемы, получает советы СППР, относящиеся к опыту решения подобных проблем, пробует применить для решения различные методы, знания экспертов [64]. Такой глубокий анализ зависит, прежде всего, от хорошей предварительной подготовки СППР, от ввода в нее нужных данных и знаний, необходимых методов. Этот анализ помогает ЛПР понять проблему, уточнить свои предпочтения и выработать наилучший вариант ее решения. Большинство существующих СППР ориентированы на сравнительно узкий круг задач. В настоящее время СППР развиваются в следующих направлениях: - объединение СППР с автоматизированными информационными системами и системами связи; - сближение СППР с экспертными системами и появление «интеллектуальных СППР»; - совершенствование технологической базы СППР. В будущем появятся системы, которые смогут подстраиваться под стиль мышления человека, имитировать приемы его работы, которые станут как бы продолжением «Я» руководителя. Но есть некоторые принципиальные границы - СППР сама по себе не может породить качественно новый вариант решения. Однако есть надежда, что такой вариант может возникнуть либо в процессе диалога человека с СППР, либо как догадка, которой способствовал этот диалог. Выделяются различные виды компьютерной поддержки принятия решений: СППР, экспертные системы, советующие системы и т.д. [64]. Советующие системы [71] предполагают последовательное интерактивное взаимодействие с оператором с целью выявления параметров текущей проблемной ситуации и выдачи поэтапных рекомендаций оператору по решению возникшей проблемы. Экспертные системы [63, 64, 101] разрабатываются для компьютерного представления и хранения знаний высококвалифицированных экспертов с тем, чтобы ими могли в дальнейшем воспользоваться специалисты с более низкой квалификацией. Экспертные системы направлены на класс задач с повторяющимися решениями, при этом опыт и интуиция эксперта возрастает с годами. Предполагается, что проблемы, подлежащие решению, являются слабо структурированными. Экспертные системы могут применяться для различных видов деятельности, которые можно сгруппировать по следующим категориям: интерпретация, прогноз, диагностика, проектирование, планирование, наблюдение, отладка, ремонт, обучение, управление. Именно при решении слабо структурированных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на чутье, позволяют ему решать проблемы на высоком уровне. В связи с этим и возникла идея о передаче этих умений компьютеру. Диапазон применения ЭС очень широк, но каждая из таких систем может работать только в одной ограниченной области. Попытки расширить предметную область, даже в пределах одной области знаний, в подавляющем большинстве случаев неуспешны. Компьютерная СППР [64, 66, 101] - это интерактивная автоматизированная система, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям эффективный доступ к распределенной базе данных и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В таком понимании система поддержки принятия решений представляет собой совокупность следующих подсистем: комплекса распределенных технических средств; комплекса математических моделей; анализа состояний и выработки решений; базы данных; систем управления моделями, языков моделирования, обработки и отображения информации. В состав СППР входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема (рис. 1.4).
Рис 1.4. Архитектура СППР Компьютерные СППР, как правило, ориентированы на конкретные математические методы принятия решений [13, 32, 38, 52, 64, 71, 76, 87, 101, 106, 117, 121]. В связи с этим является актуальным анализ математического обеспечения СППР: задач, моделей, методов, схем и т.п. - с тем, чтобы сгруппировать их, наметить пути к упорядоченному, обоснованному исследованию и использованию [8].
|
1 |
Оглавление
|