Главная > Модели и методы принятия решений в условиях неопределенности
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

1.2. Компьютерная поддержка принятия решений

Поддержки принятия решений существуют длительное время, но с возникновением вычислительной техники появилась информационная технология поддержки принятия решений, главной особенностью которой является

качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Первоначально компьютер рассматривался лишь как средство «машинизации» методов принятия решений, как средство быстрой реализации вычислений. В настоящее время компьютер является партнером человека в принятии решений. СППР создается обычно для определенного класса задач и обеспечивает поддержку ЛПР при анализе проблемы. ЛПР запрашивает необходимые данные, изучает проблемы, получает советы СППР, относящиеся к опыту решения подобных проблем, пробует применить для решения различные методы, знания экспертов [64]. Такой глубокий анализ зависит, прежде всего, от хорошей предварительной подготовки СППР, от ввода в нее нужных данных и знаний, необходимых методов. Этот анализ помогает ЛПР понять проблему, уточнить свои предпочтения и выработать наилучший вариант ее решения. Большинство существующих СППР ориентированы на сравнительно узкий круг задач. В настоящее время СППР развиваются в следующих направлениях:

- объединение СППР с автоматизированными информационными системами и системами связи;

- сближение СППР с экспертными системами и появление «интеллектуальных СППР»;

- совершенствование технологической базы СППР.

В будущем появятся системы, которые смогут подстраиваться под стиль мышления человека, имитировать приемы его работы, которые станут как бы продолжением «Я» руководителя. Но есть некоторые принципиальные границы - СППР сама по себе не может породить качественно новый вариант решения. Однако есть надежда, что такой вариант может возникнуть либо в процессе диалога человека с СППР, либо как догадка, которой способствовал этот диалог.

Выделяются различные виды компьютерной поддержки принятия решений: СППР, экспертные системы, советующие системы и т.д. [64].

Советующие системы [71] предполагают последовательное интерактивное взаимодействие с оператором с целью выявления параметров текущей проблемной ситуации и выдачи поэтапных рекомендаций оператору по решению возникшей проблемы.

Экспертные системы [63, 64, 101] разрабатываются для компьютерного представления и хранения знаний высококвалифицированных экспертов с тем, чтобы ими могли в дальнейшем воспользоваться специалисты с более низкой квалификацией. Экспертные системы направлены на класс задач с повторяющимися решениями, при этом опыт и интуиция эксперта возрастает с годами. Предполагается, что проблемы, подлежащие решению, являются слабо структурированными. Экспертные системы могут применяться для различных видов деятельности, которые можно сгруппировать по следующим категориям: интерпретация, прогноз, диагностика, проектирование, планирование, наблюдение, отладка, ремонт, обучение, управление. Именно

при решении слабо структурированных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на чутье, позволяют ему решать проблемы на высоком уровне. В связи с этим и возникла идея о передаче этих умений компьютеру. Диапазон применения ЭС очень широк, но каждая из таких систем может работать только в одной ограниченной области. Попытки расширить предметную область, даже в пределах одной области знаний, в подавляющем большинстве случаев неуспешны.

Компьютерная СППР [64, 66, 101] - это интерактивная автоматизированная система, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям эффективный доступ к распределенной базе данных и предоставляющая им разнообразные возможности по отображению информации. В таком понимании система поддержки принятия решений представляет собой совокупность следующих подсистем: комплекса распределенных технических средств; комплекса математических моделей; анализа состояний и выработки решений; базы данных; систем управления моделями, языков моделирования, обработки и отображения информации. В состав СППР входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема (рис. 1.4).

Рис 1.4. Архитектура СППР

Компьютерные СППР, как правило, ориентированы на конкретные математические методы принятия решений [13, 32, 38, 52, 64, 71, 76, 87, 101, 106, 117, 121]. В связи с этим является актуальным анализ математического обеспечения СППР: задач, моделей, методов, схем и т.п. - с тем, чтобы сгруппировать их, наметить пути к упорядоченному, обоснованному исследованию и использованию [8].

1
Оглавление
email@scask.ru