Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
25.3.2. Морская навигацияПрименение радиолокатора в качестве средства для локальной навигации морских судов [56, 247, 297, 314, 376, 391] основано на различии рассеивающих свойств моря, льда [208, 252], суши и кораблей [359]. Выбор рабочей частоты обусловлен такими факторами, как видимость малых объектов над водной поверхностью, дальность, угловая разрешающая способность, а также условиями распространения радиоволн [284]. С этой точки зрения изучен диапазон частот от 3 до На экране индикатора относительного движения, изображенном на рис. 25.12, а, центр которого соответствует положению корабля наблюдаемая картина не вышла за пределы экрана, необходимо периодически возвращать ее к центру экрана. Курсовое направление измеряется электронным способом, при этом на экране лучом прочерчивается яркая радиальная линия шириной 0,5°. В корабельных системах в основном используется обычное оборудование [214, 241] с тенденцией к простоте [3, 463] и экономичности в изготовлении. В передатчиках обычно используются [132, 381, 384, 392, 436] магнетроны с пиковой мощностью от 7 до
Рис. 25. 12. Индикаторы морских радиолокаторов: а — относительное движение; Длительность импульса выбирается равной 0,1 мксек для дальностей до Антенны корабельных радиолокаторов обычно имеют апертуры размером около направлению главного луча, а также меньше забиваются снегом. Достоинствами решеток из щелевых излучателей в стенке волновода являются малый вес и малое ветровое сопротивление. Такие антенны должны располагаться [375] так, чтобы перекрывался рабочий сектор не менее 120° в обе стороны относительно продольной оси корабля. Находящиеся вблизи предметы, вроде дымовой трубы, могут вызывать не только затемненные дуговые полосы на экране индикатора, но также могут давать ложные отраженные сигналы: последние можно ослабить с помощью рассеивающих или поглощающих покрытий. Было проведено исследование [321] ошибок корабельных радиолокационных систем, и в результате анализа опасных по столкновениям курсов было предложено использовать [355, 356] вспомогательный допплеровский радиолокатор, который определяет величину и знак радиальной составляющей относительной скорости, а также значение ее производной. По этим данным можно определить курс и скорость другого судна и с помощью автоматических вычислительных средств определить время и точку наибольшего сближения судов. Интересно вспомнить, что одним из первых корабельных радиолокаторов была [506] станция с непрерывным излучением на частоте Применение панорамного приемника позволяет подавать информацию о дальности непосредственно на индикатор. Необходимость расширения полосы приемника ведет к уменьшению его чувствительности, но это затруднение преодолимо, если требуется работа лишь на небольших дальностях и используется высокая частота повторения. В типичной схеме частота местного гетеродина панорамного приемника изменяется по пилообразному закону с частотой такой хорошей разрешающей способности системы с частотной модуляцией при работе на малых дальностях имеют преимущества. Для более эффективного использования корабельных радиолокационных систем при навигации по фарватерам и в гаванях [240] входы в каналы обозначаются так, чтобы они легко выявлялись на радиолокационном индикаторе. Например, для обозначения входа могут быть использованы два бакена с уголковыми отражателями [64, 242]. Чтобы обеспечить в азимутальной плоскости круговую диаграмму направленности рассеяния применяется связка из уголковых отражателей.
Рис. 25. 13. Система передачи радиолокационного изображения. Переключатель позволяет получать на индикаторе радиокарту как с берегового, так и с корабельного радиолокатора. (См. [240].) Обычно используется [240] связка из восьми уголков, хотя если необходима всенаправленность лишь по азимуту, то более удобна связка из пяти трехгранных уголковых отражателей [376], Чтобы получить более интенсивные сигналы, применяются радиомаяки [29, 238, 244, 275, 503]; в этом случае наличие в диаграмме направленности антенны двух модулированных лучей позволяет вести по прямолинейному курсу корабль, снабженный простейшим сверхвысокочастотным приемником. Для информации об условиях движения в гавани наиболее целесообразно использовать береговую наблюдательную радиолокационную систему [50, 114, 289, 458]. Высокое качество таких установок обеспечивает получение подробной навигационной информации и сведений о состоянии входа в канал, подлежащих передаче на судно. На рис. 25.13 показана схема системы [240], в которой результаты локации береговой линии в форме видеосигалов вместе с отсчетом углов передаются на судно по сверхвысокочастотной линии радиосвязи. С помощью переключателя на корабельном индикаторе можно получать либо радиокарту от собственного радиолокатора, либо радиокарту, принимаемую от береговой системы наблюдения. Конструкция радиолокационных установок в гавани [343, 385] зависит от особенностей фарватера и порта. Некоторые радиолокационные системы в гаванях [400] работают в диапазоне
|
1 |
Оглавление
|