Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
25.4, ВОЗДУШНАЯ НАВИГАЦИЯ25.4.1. Средства допплеровской навигацииНавигация самолета на трассе между аэропортами или в районах, где управление с наземных станций является неэкономичным или непрактичным, должна основываться либо на комбинированных, либо на автономных системах. К последним относятся ряд радиолокационных систем [15, 46, 74, 348], использующих допплеровскую технику. Обратимся к рис. 25.15, а и рассмотрим сначала луч, направленный вперед. Простое обобщение уравнения (25.8) показывает [19], что разница между частотами принятого и переданного сигналов будет равна
Частоту, определяемую выражением (25.12), можно выделить в виде частоты биений при смешивании принятого сигнала с ослабленным излучаемым сигналом. Из рис. 25.15, б видно, что вследствие конечной ширины луча сигнал, приходящий от каждой рассеивающей точки, будет существовать ограниченное время. Результирующий сигнал на выходе приемника представляет собой векторную сумму большого числа сигналов от отдельных рассеивающих точек. Таким образом допплеровский сдвиг частоты не зависит от свойств земной поверхности и высоты самолета. На рис. 25.15, в изображено семейство гипербол, соответствующих линиям постоянного допплеровского смещения частоты. Если два антенных луча расположены симметрично относительно направления движения, то отражения от областей А будут иметь одинаковую допплеровскую частоту в обоих лучах. При смещении антенны, например, влево лучи будут отражаться поверхностью земли в областях
Рис. 25.15. Самолетная допплеровская навигационная система: а — вид в вертикальной плоскости; б - допплеровский сигнал от дискретной отражающей точки; в - использование для определения угла сноса двух лучей. (См. [74].) Эту разность частот можно использовать [193] в следящей системе, которая будет ориентировать антенну вдоль направления движения, и таким образом можно определить угол сноса самолета [317]. Полная система навигационных данных определяется комбинированием угла сноса и курса, отсчитываемого по самолетному компасу. Полученные данные вместе с данными наземной скорости вводятся в вычислительное устройство, которое определяет составляющие движения вдоль осей север — юг и восток — запад. Использование антенных лучей направленных [282] вперед и назад, как показано на рис. 25.15, а, позволяет удвоить частоту биений и, вместе с тем, делает систему нечувствительной к килевой качке; так, при наклоне на 4° ошибка не превышает 0,3%. Другим преимуществом многолучевых систем является то, что они позволяют измерять вертикальные составляющие скорости. Такими свойствами также обладают радиолокационные системы с тремя антенными лучами [121]. Обычные допплеровские системы работают в режиме напрерывного излучения, так как в этом случае вся принимаемая мощность сосредоточена в одной спектральной полосе. Такие системы имеют широкое применение, однако у них есть существенный недостаток: в приемник просачивается часть излучаемой мощности, имеющей фазовую и (или) амплитудную модуляцию, которая смешивается с когерентным напряжением и отраженными сигналами, создавая шумовые помехи [52]; это явление можно устранить введением частотной модуляции [348] или импульсного режима работы, что позволяет исключить сигналы, отраженные от близких препятствий. В последнем случае частота повторения должна по крайней мере вдвое превышать наивысшую допплеровскую частоту, чтобы ни она сама, ни ее комбинации с допплеровским сигналом не давали ложных откликов. Для осуществления когерентности в передатчике применяется импульсный усилитель, возбуждаемый генератором, работающим в непрерывном режиме. Наличие антенных лучей, направленных вперед и назад, позволяет использовать когерентную обработку. Одновременный прием двух последовательностей сигналов при всех условиях можно обеспечить с помощью линейной антенной решетки, сконструированной таким образом, чтобы все точки, освещаемые лучом, давали одинаковую допплеровскую частоту. Во избежание пропадания откликов на некоторых высотах можно применить модуляцию частоты повторения с какой-либо звуковой частотой. Для допплеровских радиолокаторов отведены полосы частот в диапазонах 8,8 и при коэффициентах заполнения около 0,5; типичный передатчик имеет мощность Обычные коммерческие установки весят от 30 до
|
1 |
Оглавление
|