25.3.3. Системы вторичной радиолокации
Системы вторичной радиолокации простейшего типа включают ответчик, устанавливаемый на цели. Обычно в ответчиках [14] используются лампы бегущей волны; уровень переизлученной энергии пропорционален принятой энергии, причем как в импульсных системах, так и в системах непрерывного излучения соблюдается фазовая когерентность. Такие устройства в диапазоне могут перекрывать октаву. Одним из новых применений [127] является увеличение эффективной поверхности рассеяния радиолокационной цели, при котором ответчик должен имитировать большую отражающую поверхность и, следовательно, радиолокационную видимость большого самолета. Для того чтобы на частоте цель имела эффективную отражающую поверхность при облучении с любого направления, необходим [14] усилитель с усилением около 50 дб; влияние нестабильности исключается с помощью переключателя прием-передача, в котором используются прецизионные гибридные тройники. Среди других применений ответчиков следует указать на калибровку радиолокаторов, тренировку персонала и управление воздушным движением гражданской авиации.
В одном из военных применений [306] радиолокационные системы с ответчиком используются для опознавания своих и чужих целей, в которых при запросе и ответе посылаются кодированные серии последовательных импульсов. Схема устройства типичного [273] радиомаяка показана на рис. 25.14, а: импульс запроса от радиолокационной станции принимается приемной антенной радиомаяка. Видеосигнал с выхода приемника анализируется дешифратором, и если он оказывается правильным, то посылаются запускающие импульсы в блок кодирования и схему бланкирующего строба. Закодированный сигнал затем используется для модуляции стабилизированного передатчика, который обычно работает на частоте, несколько отличной от частоты запроса. Ответ маяка принимается, радиолокационной станцией и индицируется. Такие радиолокационные маяки-ответчики, или раконы, широко используются для навигации: если положение радиомаяка известно, то при
одновременном измерении дальности и углового пеленга оператор радиолокатора может лишь при однократном измерении определить свое местоположение. Недостатком маяков-ответчиков является то, что ответные импульсы, предназначенные для одного радиолокатора, могут быть приняты другим. Кроме того, возможно насыщение маяка, когда вблизи него работают, например, двенадцать или более радиолокаторов.
В морской навигации радиолокационные маяки-ответчики работают в диапазоне 9,33-9,48 Ггц [240, 268, 313]; передатчиком обычно служит магнетрон [112].
Рис. 25. 14. Блок-схема радиолокационного маяка: а — блок-схема радиолокационного маяка и вид индикатора, на котором видны сигналы от двух маяков; б - сигналы от двух импульсных радиомаяков. (См. [273].)
Портативные маяки используются для целей опознавания [239]. Импульсный радиомаяк [100, 101] представляет собой ненаправленный, несинхронизированный импульсный передатчик, работающий на фиксированных частотах 9,31 и близких к рабочим диапазонам морских радиолокаторов. Как показано на рис. 25.14, б, такой маяк создает на экране индикатора узкий секторный луч, проходящий от центра в направлении, соответствующем пеленгу маяка. Этот секторный луч всегда простирается до края экрана независимо от дальности до маяка. Очевидно, что таким образом можно установить лишь пеленг, и для определения положения необходимы два импульсных маяка. Опознавание может производиться с помощью простых кодов. При работе с описанными выше импульсными радиомаяками и радиолокационными маяками приемник радиолокатора необходимо переключать на соответствующую частоту маяка, при этом на индикаторе кругового обзора вместо обычного радиолокационного изображения будут видны лишь сигналы маяка. Некоторые маяки [240] излучают в широкой полосе частот, в результате чего их можно наблюдать одновременно с обычным радиолокационным изображением. По-видимому, в ближайшем будущем [240] будут
применяться лишь такие радиолокационные маяки-ответчики, в которых на передачу работает магйетрон с качающейся частотой.
Применение радиолокационных установок с ответчиком для управления воздушным движением в аэропортах [91, 167, 168, 213, 346, 446, 452] обеспечивает опознавание самолетов и получение надежной информации о местоположении в условиях дождя и отражений от местных предметов, причем для передачи различных данных, например данных о высоте, можно использовать двоичное кодирование [345]. В одной из систем [128], пригодной для гражданских и для военных самолетов, запрос с частотой повторения 300 гц передается на частоте а ответ получают на частоте После дешифрирования сигналы подаются на обычный индикатор кругового обзора. Если, например, в окружности с радиусом находятся несколько наземных запрашивающих станций и самолетных ответчиков, то возможны взаимные помехи [327]. Несинхронизированные ответы, принимаемые приемником запрашивающей станции, на индикаторе выглядят как помехи. Эти помехи можно ослабить [128], если использовать устройства задержки, в которых с помощью схемы совпадения производится сопоставление ответов с соответствующим запросом.