Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3.7. Пространственно-временные образы. Движение и поведениеМногие алгебры изображений, изученные в предыдущих разделах, естественным образом могут быть обобщены на случай пространств с размерностью больше чем 3. Однако существует один важный класс алгебр изображений в четырехмерном пространстве, заслуживающий особого рассмотрения, а именно пространственно-временные образы. В этом случае опорное пространство В этом разделе будут изучены те пространственно-временные образы, которые описывают движения. Мы также вкратце упомянем поведенческие образы, которые могут быть рассмотрены как движение в пространстве более общего вида, чем Другая важная совокупность пространственно-временных образов появляется при исследовании роста и распада. Она будет обсуждаться в разд. 3.8. Образующие, используемые при построении конфигураций движения, будут иметь следующие свойства. Как число входящих, так и число исходящих связей образующих не ограничено и показатели всех внутренних связей конкретной образующей равны некоторому действительному числу Аналогично все показатели внешних связей равны некоторому действительному числу пространства образующих построены одинаково, за исключением того, что одно из них исходит из множества образующих Преобразования подобия будут включать в себя сдвиги по времени Когда элементарные движения комбинируются вместе, необходимо проследить, чтобы они выполнялись в правильном порядке. Это приводит нас к типу соединения 2 — «частичный порядок», и все стрелки в а должны иметь единое направление. По той же причине будем считать, что отношение связей Тем самым определяется Чтобы получить алгебру изображений, мы должны выбрать правило идентификации Если С другой стороны, если Наконец, если Для изучения более сложных и часто встречающихся пространственно-временных конфигураций удобно ввести макрообразующие (см. разд. 4.2). Прежде чем рассмотреть некоторые конкретные реализации введенных выше правил, укажем, что установление способа, по которому пространственно-временные изображения при заданном начальном пространстве изображений переводятся в пространственные изображения, как правило, представляет важный вопрос. Иными словами, мы смотрим на изображения движений как на процессоры образов пространственных изображений. Мы не будем детально рассматривать общие процессоры образов, пока не дойдем до части IV (см. приложение); здесь же мы будем иметь дело с весьма частным случаем. Можно поставить следующий вопрос: если заданы как начальное, так и конечное пространства изображений, то какие образы движений индуцируют переход от одного к другому? Обычно ответ на этот вопрос неоднозначен, и можно лишь попытаться найти наиболее «экономичное» изображение среди возможных изображений данного класса. Резюмируя сказанное, мы исходим из определенного репертуара движений, комбинируем их и выявляем реакцию среды. Это зависит как от свойств среды, так и от применяемых средств. Это могут быть просто руки оператора или сложные механические устройства. Случай 3.7.1. (образы движений). Приняв в качестве образующих движения, будем строить пространственные конфигурации, причем 2 — «частичный порядок» и Теперь мы готовы к рассмотрению конкретного случая, когда образующими являются элементарные движения руки. Если имеется в виду один оператор (человек), использующий обе руки, то образующими будут движения его рук с указанием индексов Инициатор изучения движений Ф. Б. Джилбрет определил совокупность таких движений руки, названных им терблигами, и его определениями с той или иной модификацией до сих пор пользуются. В таблице 3.7.1. приведен список используемых символов вместе с соответствующими определениями. Символы можно записывать в два ряда для описания одновременного движения обеих рук, при этом можно задавать моменты времени. Это как раз тот вид конфигураций движений, который упоминался нами выше. В рамках принятого нами формализма диаграмма движений может соответствовать, например, рис. 3.7.1, где Таблица 3.7.1 (см. скан) образующие имеют связи, но, чтобы не нагромождать рисунок, их показатели не приведены. Очевидно, такие конфигурации характеризуются не только тем, что можно использовать их при описании движений руки. Важно то, что они являются комбинациями некоторых основных действий, соединяемых вместе в установленном порядке с соответствующими временными ограничениями. Конфигурации подобного типа встречаются и при анализе производственных процессов. Для задания основных действий было предложено много систем. Одна из них использует пять символов, приведенных в табл. 3.7.2. Образующие группируются в указанных пяти классах, однако они могут обладать многочисленными признаками, идентификаторами, мерами и т. д. В качестве примера рассмотрим рис. 3.7.2, который описывает процесс ремонта тормозных колодок. Его структура совпадает со структурой, ранее рассмотренной нами, если не считать того, что моменты времени на этот раз явно не указаны. Рассмотрим операции 27—28—29, которые повторяются еще 14 раз. В используемом нами типе соединения такие циклы не допускались; вместо этого мы должны были вводить макрообразующую цикла. Конечно, это лишь вопрос удобства. Диаграммы PERT (Planning Evaluation, Review Technique), применяемые в методах планирования, оценки и проверки, также имеют эту форму, но пространство, в котором описываются соответствующие операции, может оказаться более общим, чем
Рис 3.7.1. На рис. 3.7.3 приведена небольшая диаграмма PERT, в которой признаки Задача определения наименьшего полного времени по диаграмме PERT, когда действия «упаковываются» как можно более плотным образом, чтобы устранить потери времени, достаточно известна. На рисунке полные затраты времени можно выразить как
но в практических случаях приходится иметь дело с намного более сложными выражениями, включающими в себя операции (кликните для просмотра скана) Таблица 3.7.2 (см. скан) Эффект движений или действий более общего характера зависит от применяемых средств и от свойств материалов, к которым эти средства применяются.
Рис. 3.7.3. В предыдущих случаях результаты были довольно очевидными, однако если механизмы и материалы являются более сложными, то необходимо более подробное обсуждение результирующих образов. Мы рассмотрим 2 таких случая, первым из которых является переплетение нитей в ткани. Наиболее общий процесс переплетения нитей в ткани реализуется на ткацком станке, состоящем из пяти основных частей: 1. Катушка, на которую наматывается основа ткани. 2. Ремизы, через которые проходит основа ткани. Каждая рамка ремиза может быть поднята (или опущена), чтобы пропустить наполняющую нить над (или под) основой. 3. Челнок, ведущий наполняющую нить. Челнок продвигается из стороны в сторону. Наполнитель также называется утком. 4. Бёрдо, напоминающее большую чесалку. Вся основа ткани проходит через него, его функция заключается в проталкивании или закреплении наполняющей нити в уже сотканной материи. 5. Катушка, на которую принимается готовая ткань. Чтобы формально выразить образы движений при переплетении нитей в ткани, будем считать образующими основные движения, разбитые на 2 класса:
где Пусть
на непересекающиеся подмножества. Конфигурации, состоящие из Образы движений порождают плоские образы ткани. Чтобы их идентифицировать, будем применять правило идентификации, которое основано лишь на значении сорта нити, видимой на каждом из пересечений основы с наполнителем. При этом мы пренебрегаем некоторыми свойствами результирующей ткани, но сохраняем всю существенную комбинаторную информацию. Если имеется лишь 2 ремиза, Простой разновидностью этого образа является рогожка, пример которой показан на рис. 3.7.5. Наполнитель состоит из двух нитей, и плоский образ, порождаемый образом движения, имеет типичный вид шахматной доски. Твиловые ткани, требующие по крайней мере 3 ремиза, иллюстрируются на рис. 3.7.6. В данном случае показан трехвальный твил, и полученный плоский образ имеет диагонали, типичные (кликните для просмотра скана)
Рис. 3.7.7. для твила. Можно получить более сложные формы, варьируя диагональ посредством изменений в основе. Одна из таких вариаций показана на рис. 3.7.7. В ней используется 4 ремиза, в которых порядок нитей основы устанавливается разностями Пространственно-временная конфигурация имеет цикл, как это показано на рисунке, причем ремизы чередуются прибавлением 1 по модулю 4. На рисунке этим движениям соответствуют образы в виде «ёлочки». Наконец, для сатина необходимы по крайней мере 5 ремизов, поскольку при меньшем их числе мы получим лишь твидовые образы. Пример атласа с пятью валами приведен на рис. 3.7.8, где порядок нитей основы задается разностями Полученный плоский образ является пятивальным сатином. Отметим, что данная структура типична для атласа, она имеет тенденцию отражать свет и придает блеск поверхности ткани. Более формально, если рассматривать движения как изображения на пространственно-временном фоне, то в момент
когда ремиза Если показывается х-нить основы со значением
или
где фигурные скобки обозначают индикаторную функцию выражения, заключенного в них. Соотношение (3.7.6) преобразует изображение движения В случае ткани морфогенетическое уравнение оказывается довольнопростым, однако когда рассматривается аналогичное уравнение для других комбинаций средств и материала, то возникают более сложные уравнения, управляющие синтезом образов. Значительный интерес представляет случай, когда при помощи вращения тела деформируемого материала создается форма, например в гончарном деле или при выдувании стекла. Пусть ось
Для упрощения анализа производных в качестве множества значений
Рис. 3.7.8. Форма
где левая часть соответствует внутреннему трению. В правой части первый член отвечает свойству упругости материала с коэффициентом пропорциональности Мы не утверждаем, что уравнение (3.7.7) основано на правильных физических принципах. То, что из него следует, можно было бы рассматривать как предварительную попытку хотя бы в принципе представить синтез образов в данном контексте. Конечно, можно попытаться заменить (3.7.7) более реалистичным уравнением. Следует отметить, что сила инерции и центробежная сила не были включены в левую часть уравнения (3.7.7). Видимо, это не столь серьезное упущение. Более сомнительным кажется вид упругой силы и, даже еще больше, член, выражающий несжимаемость материала, который имеет довольно искусственный вид. Во всяком случае, это уравнение не является неразумным и может служить отправным моментом для синтеза образов: от движения к форме. Предполагается, что образующие, описывающие способ применения средств сначала в одной позиции, затем в другой позиции и т. д., выражают плотность силы в виде
где А — комплексная константа, а — целое число. Совокупность
Рис. 3.7.9. Заданная образующая включает в себя два значения времени, внутренний и внешний показатели связей соответственно
указывает величину усилий, затраченных за единицу времени. Образующие применяются последовательно в соответствии с 2 — «линейный» и таким же выбором Мы изучили случай равномерно движущихся полей Нами рассмотрены лишь вышеупомянутые образующие. Представляет интерес исследование морфогенеза для других образующих, например для образующих вида — В в точке Рассмотрим конфигурацию на рис. 3.7.10, где
уравнения теплопроводности на
где
здесь
Константа а в (3.7.11) должна быть найдена из уравнения Полученное выражение для у действительно является решением. Во-первых, очевидно, что если Рассмотрим конфигурацию движения с показателями связей, указанными на рис. 3.7.10. Тогда
Здесь предполагается, что
Рис. 3.7.10. Оператор
он преобразует пространственно-временные функции. Мы можем применить (3.7.15), (3.7.16) для любой образующей и получим
Аналогично для
а при
Комбинирование этих выражений при
здесь нами введена непрерывная и убывающая функция
причем
где
Теперь можем получить более полное представление о том, как пространственно-временные образы приложения сил на различных участках и в различные моменты времени порождают пространственные образы. Если для некоторой конкретной образующей величину, то эффект будет заметным, но обратно пропорциональным Насколько трудно сформировать пространственный образ Для уточнения вопроса введем меру трудности путем задания нормы
Каково наименьшее значение В рамках нашего атомистического подхода на каждый момент Обозначим через
и коэффициентом 6-й пространственной гармоники в результирующем пространственном образе при
Аналогично
Другими словами, мы ищем
где
аналогично
Следовательно,
так что
Тем самым завершено доказательство следующей теоремы: Теорема 3.7.1. Точная нижняя грань В качестве иллюстрации на рис. 3.7.11 показаны пространственно-временные образы, порожденные так же, как и выше, за тем исключением, что здесь используется образующая другого типа. Можно наблюдать, как материал последовательно подвергается изменению под воздействием приложенных сил. Токарные, фрезерные и шлифовальные станки также могут быть рассмотрены с точки зрения синтеза образов. Здесь мы, однако, не будем этим заниматься и вместо этого перейдем к другим пространственно-временным образам, причем соответствующее пространство не обязательно совпадает с Чтобы охарактеризовать поведение личности, группы или организации, нужно исходить из множества доступных действий. Под поведением понимается способ выбора и комбинирования действий в некоторой среде. Поэтому образы поведения имеют такую же структуру, как и образы, ранее изученные в этом разделе, но теперь образующими служат действия, и В качестве примера рассмотрим экономическое поведение, скажем, страховой компании. Этот пример выбран потому, что, видимо, страхование представляет собой деятельность, в наибольшей степени поддающуюся логическому и количественному анализу. Это вовсе не означает, что страховые компании функционируют более рациональным и научным образом, чем другие компании; имеется в виду лишь то, что их деятельность поддается точному анализу. Рис. 3.7.11. (см. скан) Примером того, что мы имеем в виду, может служить традиционный и довольно неполный список возможных образующих, приведенный в табл. 3.7.3. Так же как и ранее, каждая образующая имеет 2 показателя связей для начала и окончания действия. К этому списку можно было бы добавить еще много других образующих. Комбинируя образующие-действия так же, как и выше, мы получим конфигурации поведения. Поведение в истинном понимании возможно лишь тогда, когда конфигурации отвечают изменениям в экономической среде, которые влияют на администрацию компании при выборе действий. Однако даже это по-настоящему не «объясняет» поведение, а служит лишь его формальным описанием. Более претенциозно выглядела бы попытка выразить выбор действий как результат немногих основных принципов. Иными словами, можно было бы рассматривать конфигурации в пространстве Таблица 3.7.3 (см. скан) стратегий, не обязательно фиксированных во времени, но желательно более простого вида, чем конфигурации действий. В недавней работе Бомана (1971) был предпринят шаг в этом направлении. Он предложил три принципа: однородность, выгодность и платежеспособность. В отдельных отраслях существуют группы правил с довольно однородной структурой риска. Проблема баланса возникает при попытке нахождения по крайней мере разумных отношений между страховыми премиями, расходами и исками, характерными для различных внутренне однородных групп. Выгодность можно охарактеризовать как требование ежегодного прироста резервного фонда, как функции получаемого дохода и первоначальной величины фонда в данном году. Платежеспособность можно формализовать требованием, чтобы наличные средства компании (в некотором точном смысле) были достаточны для удовлетворения исков, предъявляемых с определенной вероятностью в течение данного года. Это равносильно вычислению теоретического риска, исходя из вероятностей исков и их распределения по размерам. Вопрос о возможной связи между конфигурациями действий в реальном мире и конфигурациями стратегий остается открытым Действительно, учет сложности, противоречивости и субъективности элементов реальной экономической среды сделал бы такой анализ практически невозможным или бессмысленным. Тем не менее эта задача привлекает внимание математиков-прикладников.
|
1 |
Оглавление
|