Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
26 СЛУЧАЙНЫЕ КРИВЫЕ СРЕДИННОГО СМЕЩЕНИЯПовествование, продолжаемое в этой главе, имеет логическое начало в середине предыдущей главы, сразу после раздела о генерации броуновского движения посредством рандомизации кривой Пеано.
Напомним, что - й терагон броуновской функции прямолинеен между двумя последовательными моментами времени вида , а - й терагон получается посредством случайного смещения средних точек сторон - го терагона. То же относится и к терагонам и координатных процессов и функции . Поскольку процедура срединного смещения проходит совершенно гладко с кривыми, размерность которых , возникает вполне естественное желание попробовать адаптировать ее к оригинальной снежинке и другим кривым Коха с , а затем применить упомянутую процедуру к построению поверхностей. Этим мы сейчас и займемся. Пытаясь воспроизвести и улучшить графику «Фракталов» 1977 г. и обойтись при этом наиболее прямыми и наименее дорогостоящими процедурами, многочисленные художники, специализирующиеся в создании фильмов и графических работ с помощью компьютера, применяли, как правило, один и тот же общий подход. Эти специалисты оказались не способны осознать, что метод случайного срединного смещения дает результаты, существенно отличающиеся от тех, что они стремились достичь. Простота и в самом деле входит в число достоинств этого метода, однако вместе с тем он обладает многими другими, часто вовсе нежелательными особенностями. Пространственно неограниченные случайные кривые коха с временнóй решеткой Напомним, что можно построить снежинку Коха с основанием , используя генератор, составленный из двух интервалов длины . В этом случае – вообще говоря, в любом случае, когда генератор состоит из двух интервалов длины , где , - само построение определяет, в каком направлении смещаются средние точки сторон - го терагона: влево или вправо. Смещение всегда ортогонально к соответствующей стороне, и квадрат его длины задается следующей разностью: . Рандомизация такого построения происходит так же, как и преобразование кривой Пеано в броуновское движение. Направление смещения полагаем случайным и изотропным, вне зависимости от того, каким оно было на предыдущем этапе; распределение длины смещения полагаем гауссовым, а вышеприведенную формулу применяем к среднеквадратическому смещению. При этом мы не предпринимаем ничего для предотвращения самопересечений, и предельная фрактальная кривая просто изобилует ими. Обозначим ее через , где , что вскоре получит исчерпывающее объяснение. В результате соотношение между смещением на временнóм промежутке и двумя интерполированными смещениями и принимает вид , где - некоторая произвольно заданная величина, меньшая 2. Отсюда следует, что если временной интервал является двоичным, т.е. если и , то верно следующее: . Величину в качестве параметра мы выбрали потому, что она представляет собой показатель при среднеквадратическом смещении. Можно также показать, что если , то функция статистически самоподобна относительно отношений приведения вида . Это – весьма желательное обобщение наших знаний о конструкциях с размерностью . Нестационарные приращения Не будем, однако, радоваться слишком бурно. Функция является статистически самоподобной относительно отношений приведения иного, нежели , вида только в пеано – броуновском случае , когда она сводится к . Более серьезная проблема возникает тогда, когда интервал не является двоичным, хотя и имеет ту же длину - например, если и . На таких интервалах приращение имеет иную и меньшую дисперсию, зависимую от . Нижняя граница этой дисперсии выглядит как . Более того, если известна величина , а время не известно, то распределение соответствующего приращения не является гауссовым, но представляет собой случайную смесь различных гауссовых распределений. В результате складки, возникающие в двойных точках аппроксимирующего терагона, остаются и в предельной кривой. При размерности чуть меньше 2 (т.е. при чуть больше ) складки довольно незначительны. Однако когда значение приближается к 1 (в главе 28 мы увидим, что при моделировании рельефа поверхности Земли нам приходится иметь дело с ), складки становятся очень заметными – их можно увидеть и на выборочных функциях. Единственным способом избежать их оказывается отказ от рекурсивной схемы срединного смещения, что мы и сделаем в следующем разделе и в главе 27. Случайно размещенные слои Для того чтобы установить причину нестационарности кривых и поверхностей срединного смещения, рассмотрим координатную функцию некоторой кривой . На каждом этапе построения мы получаем некоторую ломаную функцию , нуль – множество которой, во-первых, периодично с периодом и, во-вторых, включает в себя нуль – множество функции . То есть можно сказать, что каждая такая ломаная функция находится в синхронии со всеми последующими. Из-за того, что нуль - множества периодичны и синхронны («иерархичны»), приращения не могут быть стационарными. И наоборот, стационарности можно достичь путем устранения этих свойств. Один из подходов состоит в построении ломаной функции следующим образом. Выберем пуассоновскую последовательность моментов времени со средним числом точек на единицу времени, равным , затем положим, что функция принимает независимые и одинаково распределенные случайные значения, и, наконец, произведем линейную интерполяцию между моментами времени . Бесконечная сумма таких вкладов представляет собой некую стационарную случайную функцию, впервые описанную в докторской диссертации гидролога О. Дитлефсена (1969). (См. также [424] и [370].) Оглянувшись назад, мы видим, что такое обобщение вовсе не требует, чтобы среднее число нулей было равно . Оно может иметь вид , где - любая вещественная база, большая 1. Допустимые отношения приведения соответствующего фрактала задаются дискретной последовательностью . По мере того, как , эта последовательность становится все более плотной, - в сущности, асимптотически непрерывной. Таким образом, функция становится как нельзя более приемлемой для тех, кому нужны стационарность и широкий выбор коэффициентов подобия. Однако при этом она, к сожалению, теряет свою специфичность. Из рассуждений в [370] явствует, что функция сходится к случайной функции , которую мы рассмотрим в следующей главе.
Рис. 345. В роли художника – ошибка в программе, опус 1 Авторство этой иллюстрации можно частично приписать ошибочному программированию. Ошибку вовремя распознали и исправили (после сохранения результата, разумеется!); конечным результатом вы можете полюбоваться на рис. 424 – 427. Изменения, явившиеся результатом пустяковой ошибки в критическом месте, далеко превзошли наши наихудшие опасения. Очевидно, что по замыслу в «правильных» иллюстрациях должен был наличествовать весьма строгий порядок. Здесь этот порядок оказался нарушен, причем никакого другого порядка также не наблюдается. То, что эта иллюстрация – по крайней мере, на первый взгляд, - вполне может сойти за произведение высокого искусства, явно не случайно. Свои соображения на этот счет я вкратце высказал в [399] и намерен изложить их в полном виде в самом ближайшем будущем.
|
1 |
Оглавление
|