Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.4. Рассуждения в терминах интерваловКаждый из нас с детства знаком с настольными играми. Основным их элементом является игральная доска, которая разбита на ячейки, соединенные тем или иным образом путями. Играющие кидают кость и из той ячейки, где они находятся, в зависимости от выпавшего числа очков переходят в ту или иную ячейку. При этом можно попасть в «хорошую» ячейку, которая расположена близко от целевой ячейки, но можно и в «плохую», из которой бросавший кость может быть переведен назад и окажется от цели дальше, чем был перед бросанием кости. Добравшийся до цели раньше других выигрывает. Спектр таких игр велик: переходы из ячейки зависят от встречающихся в ячейках различных препятствий и противников, которые не только могут отбросить играющего назад, но и вообще Рассмотрим простой пример среды такого типа, называемой средой чудовища. Среда имеет число ячеек, равное Исходное состояние среды чудовища соответствует рис. 2.3, где буквы в ячейках обозначают следующее: Ч — чудовище, 3 — зловоние, С — сквозняк, Б — блеск, Я — яма,
Рис. 2.3. Исходное состояние среды чудовиша чудовище, зловоние, сквозняк, блеск, яма или агент присутствуют в соответствующей ячейке, и ложно в противном случае. Введем дополнительные логические переменные, характеризующие ориентацию агента на север, юг, восток и запад: — отсутствие ориентации. Естественно, такая интерпретация переменных означает, что только одна из них может быть истинна. Понятно, что суммарное число переменных равно К счастью, в реальных задачах чаще всего, во-первых, нет необходимости знать значения всех переменных, а во-вторых, агент, зачастую, и не может их знать. В нашем примере агент может воспринимать значения только тех переменных, которые относятся к ячейке, в которой он находится (т.е. имеют индексу совпадающий с индексом ячейки местонахождения агента). При этом восприятия агента определяются следующими факторами. В ячейке, где находится чудовище, и в соседних ей ячейках агент ощущает зловоние чудовища. В ячейках, соседних ячейке, в которой находится яма, агент ощущает сквозняк. В ячейке, где находится золото, агент видит яркий блеск. Агент всегда стоит лицом к одной из соседних ячеек и может совершать одно из следующих действий: а) поворот к ячейке, в которой нет ни чудовища, ни ямы. Сопоставим это действие с переменной б) переход в соседнюю ячейку, к которой агент стоит лицом. Сопоставим это действие с логической переменной в) изъятие золота, если агент достиг ячейки, где оно находится. Это действие сопоставим с логической переменной Теперь мы имеем достаточно полное представление о среде чудовища и цели агента и можем перейти к формальной постановке задачи. 2.4.1. Интервальная постановка задачиВ начальном состоянии, показанном на рис. 2.3, агент находится в ячейке
В левую часть этой импликации, являющуюся в данном случае конъюнкцией, а в общем случае любой формулой, включены не все переменные, характеризующие состояние среды чудовища, а только часть из них, необходимая для принятия решения. В частности, в нее включены переменная Это правило задает условия допустимости совершения действия. Действие может быть и не совершено. Но если оно совершилось, то среда перейдет в какое-то другое состояние. Этот переход задается формулой
Логически любая элементарная конъюнкция эквивалентна дизъюнкции всех конституент (совершенной дизъюнктивной нормальной форме), в которых существенные переменные имеют одно и то же значение, совпадающее с их значением в рассматриваемой конъюнкции, а несущественные переменные пробегают все наборы значений. Множество всех полных состояний среды, каждое из которых соответствует одной из конституент совершенной нормальной формы, полученной по данной элементарной конъюнкции, называется интервалом. Используя интервалы, можно перейти от рассуждения в терминах конституент, представляющих состояния среды, к рассуждениям в терминах элементарных конъюнкций, представляющих интервалы среды. Формулы логики высказываний, в которых используются элементарные конъюнкции, представляющие интервалы, будем называть интервальными формами. Постановка задачи теперь состоит из следующих шагов. Задание интервальных форм, определяющих, начальные интервалы среды. Задание в интервальной форме множества импликаций (правил), определяющих условия местонахождения тех или иных объектов в ячейках среды в зависимости от восприятий агента. Задание в интервальной форме множества импликаций, определяющих условия допустимости выполнения действий, которые агент должен совершать в зависимости от местонахождения объектов. Задание в интервальной форме множества импликаций, определяющих допустимые переходы между Ячейками при совершении агентом действия перехода в зависимости от восприятий. Задание интервальных форм, определяющих целевые интервалы. Сформулируем теперь на основании сказанного задачу для среды чудовища полностью. Формулы, определяющие начальные интервалы. В нашем случае начальное состояние можно представить следующей конституентой, содержащей все 160 переменных и определяющей тем самым одно начальное состояние:
(см. скан) Агент не знает всех значений переменных, входящих в эту конституенту. Согласно его восприятию, он знает, что находится в ячейке
Формулы, определяющие условия местонахождения объектов среды. Если в какой-либо ячейке
Для крайних ячеек вследствие отсутствия части соседних правая часть подобных формул может не содержать каких-либо конъюнкций. Так, для
Для ячеек
Понятно, что число формул типа (2.4) равно 32. Полезными могут оказаться также знания о наличии чудовища или ямы в ячейках, соседних ячейке
При
Число таких формул равно 16. Формулы, определяющие условия выполнения агентом действий. Для того чтобы достичь цели, агент должен совершать действия, которые бы привели его к этой цели. В случае среды кота, рассмотренной ранее, предполагалось, что кот может совершать одно из действий в любом состоянии и в любом порядке. Такое поведение агента в среде чудовища неприемлемо, поскольку среда небезопасна, и необходимо знать, в зависимости от обстановки, когда и какие действия можно совершать. Для среды чудовища были введены три действия: действие перехода в одну из соседних ячеек, действие по изъятию золота и действие поворота к ячейке, в которой нет ни чудовища, ни ямы. Агент может перейти в соседнюю ячейку, если там его не подстерегает опасность в виде чудовища или ямы. Поэтому общий вид импликаций, определяющих возможность совершения действия по переходу в соседнюю ячейку, является следующим:
Одна из конкретных импликаций этого типа для перехода была введена ранее (см. (2.1)). Число формул вида (2.6) равно 64. Соответственно, возможные изменения интервалов (состояний среды), осуществляемые в результате действия, связанного с переходом, задаются формулами
Формулы, определяющие условия выполнения действий по изъятию золота, имеют вид
и их число равно 16. Формулы, определяющие условия возможного выполнения действий поворота агента, введем исходя из следующих соображений. Если агент стоит лицом к какой-либо ячейке, и в результате своих рассуждений пришел к выводу, что в этой ячейке может быть чудовище или яма
Если же агент находится в ячейке
Формулы, определяющие множество допустимых переходов. Агент может перейти из ячейки
Если действие поворота выполняется в соответствии с формулой (2.10), то импликация, определяющая местоположение и ориентацию агента, будет следующая:
Формулы (2.11), (2.12) предопределяют результат выполнения действия поворота по ходу часовой стрелки при наличии чудовища или ямы в ячейке, к которой агент стоит лицом. Агент может совершать действие поворота и против хода часовой стрелки в соответствии, например, с формулами типа
В том случае, когда ячейка не имеет какой-либо соседней, соответствующие условия и результат поворота модифицируются таким образом, чтобы учесть отсутствие соседних ячеек. Формулы целевых интервалов. Ограничим решение задачи нахождением золота. Агент не знает, в какой ячейке находится золото. Только попав в нее, он по блеску может определить, что оно в ней находится. Поэтому стратегией агента является обследование всех ячеек, в которые он может попасть и не погибнуть. Если ему удастся, блуждая таким образом, добраться до ячейки С учетом того, что агент способен к восприятию сквозняка или зловония только в ячейке, в которой он находится, а среда чудовища является статической (местоположение чудовищ и ям не изменяется), то для конкретных значений
Например,
Правило, задающее условие совершения действия
2.4.2. Решение задачиРассмотрим вывод, приводящий к решению задачи нахождения агентом золота в среде чудовища. Начальный интервал задается формулой (2.3). Используя правило исключения конъюнкта, по этой формуле агент может заключить, что истинны формулы
Теперь агент может воспользоваться формулами (2.4) и правилом модус поненс:
заключая, что истинны формулы
Затем агент может вновь воспользоваться правилом исключения конъюнкта, получая в результате истинные формулы
которые означают, что чудовища и ям нет в ячейках, соседних ячейке Далее агент может воспользоваться первой формулой из числа формул (2.6) и правилом модус поненс:
заключая, что формула
Очутившись в ячейке (2,1), агент ощущает сквозняк и отсутствие зловония на основании правил типа (2.14)
Так как зловония в ячейке
и правила модус поненс и исключения конъюнкта, заключает, что чудовища нет в ячейке (
правило модус поненс и простую резолюцию, заключает, что в ячейке
а затем правил (2.6), (2.7)
агент сначала совершает поворот в сторону ячейки
он обнаруживает, что в ней нет ни зловония, ни сквозняка (истинны формулы - Далее по формулам (2.4), правилам модус поненс и исключения конъюнкта он устанавливает, что чудовища и ямы в ячейке
После этого агент может воспользоваться одной из формул типа (2.6), одной из формул типа (2.7) и правилом модус поненс для перехода в ячейку
В результате агент оказывается в ячейке
Схема, позволяющая проследить вывод решения для среды чудовища, показана на рис. 2.4, где формулы вида
|
1 |
Оглавление
|