Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯВ этой главе рассмотрена задача создания целенаправленного агента, имеющего дело с дискретной средой, ее постановка и решете. Введены основные понятия логики высказываний. Описан процесс рассуждений в этой логике, позволяющий целенаправленному агенту достигать целей. Рассуждением или умозаключением обычно называют ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. В предыдущей главе были введены понятия состояний среды. Настоящая глава посвящена изучению возможности агента находить интересующие его состояния среды (целевые состояния), если он что-либо знает о других ее состояниях. Определение целевых состояний осуществляется с помощью поиска или рассуждений в пространстве состояний. Обсудим, как рассуждения подобного рода можно формализовать в языке логики высказываний, т.е. как формально поставить задачу на языке логики высказываний и затем ее формально решить, пользуясь аппаратом логики высказываний. Рассмотрим также, предваряя главу 6, что такое стратегия решения или поиска. Там, где это возможно, введение необходимых понятий будем иллюстрировать простыми примерами. В конце главы остановимся на трудностях, которые возникают при решении задач с помощью только логики высказываний. 2.1. Рассуждения в пространстве состояний средыВ коммунальной квартире две старушки занимают по комнате. Комнаты находятся в общем коридоре, который имеет выход на лестничную клетку. Одна из комнат расположена слева (левая комната) от выхода, а другая — справа (правая комната). В коридоре живет кот, которого обе старушки одинаково любят и балуют, оставляя ему кусочки сыра. Каждая старушка кладет кусочек сыра у двери своей комнаты. Кот отдыхает либо у левой комнаты (слева), либо у правой (справа). Множество всех состояний этой среды (среды кота) можно представить табл. 2.1, в столбцах которой для каждого состояния среды указаны местонахождение кота (слева или справа), наличие или отсутствие кусочка сыра (да или нет) у соответствующей комнаты. Состояние Таблица 2.1 (см. скан) правой комнаты и около обеих комнат снова лежит по кусочку сыра и т.д. Кот может совершать в один и тот же момент времени только одно из следующих действий: переходить к дверям левой комнаты, переходить к дверям правой комнаты и съедать кусочек сыра около той комнаты, где он находится. Эти действия обозначим Будем полагать, что нам известно состояние, называемое начальным, с которого могут начаться изменения среды при действиях кота. Пусть, например, это будет состояние
Рис. 2.1. Допустимые переходы из начального состояния
Рис. 2.2. Дерево переходов происходящий в результате действия, будем изображать стрелкой, ведущей в это другое состояние и помеченной соответствующим действием. Так, на рис. 2.1 изображены все переходы из состояния 2.1.1. Постановка задачиЦель кота — не оставить ни одного кусочка сыра, где бы он изначально ни находился. В терминах состояний среды целью кота является перевод ее с помощью своих действий (реакций) в одно из состояний нахождение последовательности действий или пар восприятие—действие, ведущих на дереве переходов из начального состояния в целевые. Процесс нахождения этих последовательностей называют поиском, выводом или рассуждением. Постановкой задачи называют задание всех состояний и действий, которые можно использовать для решения задачи, начального состояния и целевых состояний, а также всех допустимых переходов между состояниями при выполнении действий. Для среды кота постановка задачи уже осуществлена. Все состояния, которые могут использоваться при решении задачи, перечислены в табл. 2.1. Целевыми состояниями являются состояния 2.1.2. Поиск решенияРешения задачи для среды кота практически очевидны, когда построено дерево переходов состояний среды, по которому легко проследить пути, ведущие в целевые состояния из начального. В реальных задачах это дерево может быть очень большим, вследствие чего нецелесообразно использовать стратегию поиска, согласно котброй необходимо сначала получать дерево целиком. Вместо этого используются другие более эффективные стратегии поиска, речь о которых пойдет далее. Однако, какая бы из этих стратегий не применялась, элементарным шагом поиска является переход из одного состояния среды в другое и анализ состояния, в которое переход был осуществлен, на принадлежность к числу целевых. Каждый допустимый переход из состояния А после совершения действия с в состояние Совокупность правил подобного типа используется в процессе поиска. Одной из очевидных, но чрезвычайно неэкономных стратегий поиска, позволяющей найти все решения для среды кота, может быть следующая. 1. Образовать множество 2. Для каждого состояния множества В и каждого действия с. найти, согласно соответствующим правилам перехода, все состояния 3. Проверить, нет ли среди элементов этого множества целевых состояний. Если целевых состояний нет, то перейти к п. 2. Если целевые состояния есть, то выписать в порядке использования правил все последовательности действий, которые привели к целевым состояниям, удалить эти состояния из множества В и перейти к выполнению следующего пункта. 4. Проверить, все ли целевые состояния найдены. Если найдены все, то прекратить поиск. Если найдены не все, то перейти к Проиллюстрируем на примере среды кота применение этой стратегии. Правила перехода выписывать не будем, поскольку в нашем распоряжении уже есть дерево переходов (см. рис. 2.2). Итак, вначале
|
1 |
Оглавление
|