Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯВ этой главе рассмотрена задача создания целенаправленного агента, имеющего дело с дискретной средой, ее постановка и решете. Введены основные понятия логики высказываний. Описан процесс рассуждений в этой логике, позволяющий целенаправленному агенту достигать целей. Рассуждением или умозаключением обычно называют ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. В предыдущей главе были введены понятия состояний среды. Настоящая глава посвящена изучению возможности агента находить интересующие его состояния среды (целевые состояния), если он что-либо знает о других ее состояниях. Определение целевых состояний осуществляется с помощью поиска или рассуждений в пространстве состояний. Обсудим, как рассуждения подобного рода можно формализовать в языке логики высказываний, т.е. как формально поставить задачу на языке логики высказываний и затем ее формально решить, пользуясь аппаратом логики высказываний. Рассмотрим также, предваряя главу 6, что такое стратегия решения или поиска. Там, где это возможно, введение необходимых понятий будем иллюстрировать простыми примерами. В конце главы остановимся на трудностях, которые возникают при решении задач с помощью только логики высказываний. 2.1. Рассуждения в пространстве состояний средыВ коммунальной квартире две старушки занимают по комнате. Комнаты находятся в общем коридоре, который имеет выход на лестничную клетку. Одна из комнат расположена слева (левая комната) от выхода, а другая — справа (правая комната). В коридоре живет кот, которого обе старушки одинаково любят и балуют, оставляя ему кусочки сыра. Каждая старушка кладет кусочек сыра у двери своей комнаты. Кот отдыхает либо у левой комнаты (слева), либо у правой (справа). Множество всех состояний этой среды (среды кота) можно представить табл. 2.1, в столбцах которой для каждого состояния среды указаны местонахождение кота (слева или справа), наличие или отсутствие кусочка сыра (да или нет) у соответствующей комнаты. Состояние Таблица 2.1 (см. скан) правой комнаты и около обеих комнат снова лежит по кусочку сыра и т.д. Кот может совершать в один и тот же момент времени только одно из следующих действий: переходить к дверям левой комнаты, переходить к дверям правой комнаты и съедать кусочек сыра около той комнаты, где он находится. Эти действия обозначим Будем полагать, что нам известно состояние, называемое начальным, с которого могут начаться изменения среды при действиях кота. Пусть, например, это будет состояние
Рис. 2.1. Допустимые переходы из начального состояния
Рис. 2.2. Дерево переходов происходящий в результате действия, будем изображать стрелкой, ведущей в это другое состояние и помеченной соответствующим действием. Так, на рис. 2.1 изображены все переходы из состояния 2.1.1. Постановка задачиЦель кота — не оставить ни одного кусочка сыра, где бы он изначально ни находился. В терминах состояний среды целью кота является перевод ее с помощью своих действий (реакций) в одно из состояний нахождение последовательности действий или пар восприятие—действие, ведущих на дереве переходов из начального состояния в целевые. Процесс нахождения этих последовательностей называют поиском, выводом или рассуждением. Постановкой задачи называют задание всех состояний и действий, которые можно использовать для решения задачи, начального состояния и целевых состояний, а также всех допустимых переходов между состояниями при выполнении действий. Для среды кота постановка задачи уже осуществлена. Все состояния, которые могут использоваться при решении задачи, перечислены в табл. 2.1. Целевыми состояниями являются состояния 2.1.2. Поиск решенияРешения задачи для среды кота практически очевидны, когда построено дерево переходов состояний среды, по которому легко проследить пути, ведущие в целевые состояния из начального. В реальных задачах это дерево может быть очень большим, вследствие чего нецелесообразно использовать стратегию поиска, согласно котброй необходимо сначала получать дерево целиком. Вместо этого используются другие более эффективные стратегии поиска, речь о которых пойдет далее. Однако, какая бы из этих стратегий не применялась, элементарным шагом поиска является переход из одного состояния среды в другое и анализ состояния, в которое переход был осуществлен, на принадлежность к числу целевых. Каждый допустимый переход из состояния А после совершения действия с в состояние Совокупность правил подобного типа используется в процессе поиска. Одной из очевидных, но чрезвычайно неэкономных стратегий поиска, позволяющей найти все решения для среды кота, может быть следующая. 1. Образовать множество 2. Для каждого состояния множества В и каждого действия с. найти, согласно соответствующим правилам перехода, все состояния 3. Проверить, нет ли среди элементов этого множества целевых состояний. Если целевых состояний нет, то перейти к п. 2. Если целевые состояния есть, то выписать в порядке использования правил все последовательности действий, которые привели к целевым состояниям, удалить эти состояния из множества В и перейти к выполнению следующего пункта. 4. Проверить, все ли целевые состояния найдены. Если найдены все, то прекратить поиск. Если найдены не все, то перейти к Проиллюстрируем на примере среды кота применение этой стратегии. Правила перехода выписывать не будем, поскольку в нашем распоряжении уже есть дерево переходов (см. рис. 2.2). Итак, вначале
|
1 |
Оглавление
|