Главная > Искусственный интеллект (Э. Хант)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

14.1.1. BASEBALL — простая вопросно-ответная система

Вскоре после появления в вычислительных науках метода обработки списков была написана (для иллюстрации того, как можно применить новые методы в вопросно-ответных системах) программа BASEBALL (Грин, Вулф, Хомский, Лафри, 1961; Грин, 1963). Эта программа предназначалась для ответа на вопросы об играх 1959 г. в американской бейсбольной лиге — отсюда и ее название. Хотя социальная ценность такого применения программы сомнительна, она дает хороший аппарат для проверки принципов программирования, которые нашли с тех пор широкое применение. Сообщения программе составлялись на простом подмножестве английского языка, на котором мы практически не будем останавливаться. Гораздо интереснее использованная здесь структура данных.

Данные программы BASEBALL были упорядочены в иерархическую систему. Эту структуру данных можно было бы эквивалентным образом представить в виде дерева. Самым высоким уровнем был ГОД (использовались данные только за 1959 г., но в программе предусматривались возможности и для нескольких лет), за ним, в порядке очередности, МЕСЯЦ и МЕСТО. После того как определялись ГОД, МЕСЯЦ и МЕСТО, последовательно указывались номер игры, день и счет (очков, выигранных командой).

В общих чертах формат структуры данных имел вид

Ясно, что эта форма структуры данных пригодна не только для бейсбола, и при написании подпрограмм обработки данных в программе BASEBALL имелась в виду работа с любыми иерархическими структурами данных независимо от интерпретации различных уровней и ветвлений.

Работу программы BASEBALL можно понять, рассмотрев два понятия: путь данных и список спецификаций.

Путь данных — это последовательность ветвей, которую надо пройти, чтобы получить информацию о конкретной игре.

Например, определяет и по ходу дела устанавливает некоторые сведения об этой игре. С каждой игрой связан единственный путь данных, причем вхождения в него определяют, как показано в примере, признаки игры. Для порождения всех возможных путей данных можно воспользоваться любым простым алгоритмом поиска на дереве, поскольку дерево данных, очевидно, конечно.

Список спецификаций — это список признаков, которыми должен обладать путь данных, чтобы быть допустимым ответом на вопрос. Например, списком спецификаций вопроса

Где (в каких местах) играла в июле команда „Редсокс“? (1) будет

Допустим, что языковый процессор сформировал список спецификаций для вопроса. Иерархический процессор данных воспринимает список спецификаций и систематически порождает все пути данных, согласующиеся с ним. Путь согласуется со списком спецификаций, если

(а) пара признак — значение (например, содержится и в списке спецификаций, и на пути, или

(б) пара признак — значение в списке спецификаций имеет значение (например, в этом случае соответствующее значение на пути данных регистрируется как возможное (в примере (1) список значений будет ответом).

Если пара признак — значение в списке спецификаций имеет значение она согласуется со значением любого признака на пути данных. Тип согласования не регистрируется.

Как уже говорилось, процесс порождения путей данных и согласования их со списком спецификаций не содержит ничего характерного для бейсбольной тематики. Производные пары признак — значение могут также быть согласованными, но в этом случае они зависят от приложения. Например, рассмотрим вопрос:

Сколько игр в июле выиграно командами на своих полях? (2)

Для ответа на него программа должна найти все пути данных, определяющие игры, для которых значение совпадает со значением и имя которой совпадает со значением имеет лучший счет. Ясно, что подпрограмма, составляющая соответствующий список спецификаций, опирается на знание игры в бейсбол.

Когда пути данных, удовлетворяющие спискам спецификаций, найдены, они объединяются в основной список. Он также представляется в виде дерева. Например, пути, отвечающие на вопрос (1), можно суммировать так:

Ответ на вопрос составляется в результате просмотра основного списка. В случае (1) ответ получен простым перечислением значений МЕСТА в основном списке.

Рис. 14.1. (см. скан) Этапы ответа на вопросы в программе BASEBALL.

Ответ на несколько более сложный вопрос

В скольких местах играла команда Редсокс“ в июле? (3)

можно получить, пересчитав значения в основном списке.

Схема этой процедуры ответа на вопросы изображена на рис. 14.1. Анализатор подмножества естественного языка

воспринимает вопрос на естественном языке, распознает тип заданного вопроса и составляет список спецификаций. Эта часть программы BASEBALL по необходимости связана с областью применения в двух отношениях. Очевидно, она должна иметь доступ к лексикону этой игры. Менее очевидно, что она должна содержать подпрограммы, преобразующие такие выражения естественного языка, как „сколько" или „в каком", в подходящие списки спецификаций. Таким образом, хотя Грин и др. не ограничивали пользователя в задании „индексированных" вопросов, как делается в библиотеках, они заранее определяли типы вопросов, которые система могла получить.

На шаге (Б) программа порождает основной список данных из списка спецификаций. Как уже отмечалось, большие участки в Б не зависят от приложений, хотя отдельные подпрограммы могут нуждаться в производных проверочных признаках. На последнем шаге ответ выводится из основного списка (блоки и Здесь программист снова должен предвидеть тип задаваемых вопросов и ввести в систему подходящую подпрограмму порождения основного списка для каждого типа вопросов.

Как видно из блоков на рис. 14.1, программа BASEBALL не ограничена вопросами, на которые можно ответить, проходя через данные только один раз. Рассмотрим вопрос:

Сколько команд играли в 8 местах в июле? (4)

Исходный список спецификаций таков:

На вопрос, определенный этим списком спецификаций, нельзя ответить сразу. Вместо этого процессор должен исследовать

и на нельзя ответить сразу, поэтому нужен вспомогательный вопрос:

На также нельзя сразу ответить, поэтому он запоминается и порождается вопрос

На можно ответить с помощью вопросного процессора, дающего основной список

Спецификация означает просмотр всех списков вида Сосчитав названия мест, можно получить ответ на его можно преобразовать в список и получить ответ на Отсюда сразу следует ответ на

Развитие программы BASEBALL не пошло дальше рамок первоначального проекта — обычная судьба систем искусственного интеллекта. В самом деле, идея иерархической структуры данных, кажется, исчезла из программирования для машинного понимания. Это несколько удивляет, ибо иерархические структуры позволяют осуществить эффективное управление данными, особенно если большой объем информации необходимо держать частично в первичной памяти и частично в относительно медленно работающих, недорогих устройствах памяти (подробности см. в статье Сассенгута, 1963). Кроме того, иерархические структуры можно реализовать методами управления данными, совместимыми с более традиционными системами обработки информации (Хант и Килдалл, 1971; Лефковиц, 1969). Без сомнения, когда собираешься пользоваться „понимающими“ программами, надо на каком-то этапе поставить неизбежные практические вопросы стоимости и системной совместимости. Возможно, в будущем стоило бы вернуться к принципам, реализованным в этой довольно старой программе.

1
Оглавление
email@scask.ru